Цель: повышение качества образования по русскому языку и литературе на основе реализации современных подходов к обучению на базовом и профильном уровне
Задачи:
Создать условия для совершенствования компетенций педагогов в вопросах, связанных с современными подходами к обучению русскому языку на базовом и профильном уровне
Стимулировать исследовательскую деятельность педагогов;
Совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов, с выходом на повышение квалификации, обобщение и презентацию своего опыта, развитие профессионально-личностных компетенций.
Повышать компетентность педагогов гимназии в вопросах создания развивающей среды для высокомотивированных учащихся через самообразование, методическую работу, использование форм индивидуальной работы с высокомотивированными учащимися на уроке, факультативных занятий, эффективных современных технологий, которые позволяют развивать творческое мышление, умения, навыки в процессе активной самостоятельной деятельности учащихся
Использовать информационно-коммуникативных технологии и ЭСО для повышения эффективности образовательного процесса, продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;
Создавать методические материалы, имеющие практическое значение и позволяющие решать задачи повышения качества образования в гимназии через исследовательскую работу методического объединения, качественно улучшать подготовку и проведение Недель русского языка и литературы.
Систематизировать и завершить работу по созданию методических материалов по теме самообразования
Заседание 1(август)
Тема. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
Форма проведения. Инструктивно- методическое совещание.
Цели:
1) изучение инструктивно-методического письма Министерства образования в 2024/2025 учебном году;
2) анализ работы учителей УМО в 2023/2024 учебном году.
Задачи:
Изучить методические рекомендации по изучению русского языка в условиях мультипрофильного обучения в учреждениях образования на 2 и 3 ступенях образования;
Проанализировать особенности содержания учебной программы по русскому языку для 9, 10-11 классов на повышенном и базовом уровнях уровне;
Проанализировать методическую работу УМО за 2023-2024 учебный год;
Спланировать работу гимназического УМО на 2024- 2025 учебный год
Научно- методический блок:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2024/2025 учебном году:
– обновленные учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (базовый и повышенный уровень) в русле компетентностного подхода;
– реализация современных дидактических подходов в учебных пособиях по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для VII-VIII классов.
2. Допрофильная подготовка и профильное обучение:
– учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»;
– особенности организации учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в XI на базовом и повышенном уровнях изучения предмета;
3. Результаты учебной деятельности по русскому языку за 2023/2024 учебный год: экзамены, контрольные срезы, выступления учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах.
4. Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку за 2023-2024 учебный год
Методический продукт: овладение учителями УМО нормативной базой преподавания русского языка и литературы в 2024/20245учебном году
Литература
Инструктивно- методическое письмо Министерства образования РБ от 23 июля 2024 года
Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи
Заседание 2 (ноябрь)
Тема. Современное занятие по русскому языку и литературе в контексте формирования функциональной грамотности
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности;
Задачи:
Определить значение современных уроков языка и литературы для развития для формирования функциональной грамотности учащихся.
Проанализировать эффективность использования современных форм, методов и приѐмов, направленных на формирование функциональной грамотности
Выделить наиболее эффективные приёмы и методы, способствующие формированию предметных компетенций на уроках русского языка и русской литературы
Ожидаемый результат. 1) совершенствование профессиональных навыков педагогов путём обогащения опыта в вопросах, связанных с использованием эффективных приёмов обучения учащихся на уроках русской литературы и русского языка
Форма проведения: Семинар-практикум
Научно- методический блок.
Теоретические вопросы.
1. Особенности современного урока русского языка. (Мозолёва Е.В.)
2. Роль учебных заданий в формирование функциональной грамотности (Юрченко Т.Г.)
3. Основные приёмы развития функционального чтения на уроках русского языка. (Журавская О.В.)
4. Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.(Мозолёва Е.В.)
5. Анализ результатов экзаменов в 9 классах. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при написании изложения, и способы их решения.(учителя УМО)
6. Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку, анализ итогов экзаменационного изложения.
7. Анализ непрерывных олимпиад с целью подготовки учащихся к школьным и районным олимпиадам. (Е.В. Мозолёва).
8. Анализ изменений в учебных программах. Корректировка КТП с учетом изменений в ИМ документах.
Учебно- методический блок: анализ фрагментов уроков русского языка:
Юрченко Т.Г. 7 класс
Журавская О.В. 6 класс
Практический блок. Методический ринг
Методический продукт. Выработка рекомендаций для учителей
Список литературы
- Ермоленко, В. А., Перченок, Р. Л., Черноглазкин, С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М. : ИТОП РАО,1999. – 228 с.
- Логвина, И. А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». – Cанкт-Петербург, 2011.
- Материалы сайта Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading
Заседание 3 (январь)
Тема: Организация работы с художественным текстом на уроках русского языка и литературы для формирования эмоционального и социального интеллекта как основ функциональной грамотности учащихся.
Цель: анализ и совершенствование педагогами гимназии методики комплексной работы с текстом как средством формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Проанализировать понятие «антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку» как важное составляющее интеллектуального развития личности.
Акцентировать внимание педагогов на основных приёмах обучения учащихся, связанных с переработкой текста, с обнаружением языковых явлений в связном тексте, выявлением их практической значимости.
Определить роль текстоцентрического подхода к отбору материалов на уроках русского языка ;
Определить наиболее эффективные приёмы внедрения на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
Ожидаемый результат. Повышение профессиональных умений педагогов в организации работы с художественным текстом на уроках русского языка и литературы.
Форма проведения: методическая панорама
Структура заседания:
- Научно –методический блок .
Теоретические вопросы:
- Текстоцентрический подход к отбору содержания обучения русскому языку. (допрофильная подготовка) (Журавская О.В.)
- Речевая направленность обучения предмету – отличительная особенность учебно-методического комплекса по русскому языку. (
- Формы и методы организации работы с текстом на уроках русского языка в 6, 8, 9 классах (Журавская О.В., Юрченко Т. Г.,Мозолёва Е.В.)
Учебно- методический блок: просмотр видеоуроков
Методический продукт. Методические рекомендации
Планирование мероприятий по повышению интереса к книге
Руководство домашним чтением учащихся
1)Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
2)Планировать проведение недели русского языка и литературы в начале 3 четверти
3)Разработать план проведения ежегодного мероприятия «Пусть слово звучит».
Учебно- методический блок
1)самоанализ уроков
2)взаимопосещение открытых уроков
Юрченко Т.Г. 9 класс
Мозолёва Е.В. 8 класс
Журавская О.В. 5 класс
Практический блок: анализ фрагментов уроков (все учителя гимназии)
Методический продукт.
Подготовка рекомендаций по вопросам развития и воспитания личности учащихся средствами русского языка и литературы из опыта работы; все педагоги.
Литература.
1) Литература. Образовательные технологии: инновации и традиции(сост. Попова Е.Н.)—Волгоград, 2009
2) Журнал «Русский язык и литература»-- 2010, №4, 2011-- №4,5
3) Александров В.П. Твоя союзница, учитель.—М.: Просвещение, 1989 .
4) Алексина, И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания / И. А. Алексина. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 320 с.
5) Золотова, Г. А., Онипенко, Н. К., Сидорова, М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова и др. – М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. –544 с. 12.
6)Литвинко, Ф. М. Подход к обучению русскому языку как методическая проблема / Ф. М. Литвинко // Русский язык и литература – 2005. – № 7. – С. 3–6.
Заседание 4
Тема. Реализация межпредметных связей русского языка и литературы с целью формирования функциональной грамотности.
Цель: Совершенствование использования педагогами современных дидактических подходов в практике преподавания межпредметных связей русского языка и литературы с целью формирования функциональной грамотности учащихся.
Задачи: Определить значение уроков литературы для формирования метапредметных компетенций (эстетической, литературоведческой, языковой, коммуникативной, мыслительно- познавательной, творческой, нравственной) учащихся.
Проанализировать эффективность использования современных и традиционных технологий на уроках русской литературы для развития личности учащихся.
Выделить наиболее эффективные приёмы и методы, способствующие формированию предметных компетенций на уроках русской литературы
Ожидаемый результат. 1) совершенствование профессиональных навыков педагогов путём обогащения опыта в вопросах, связанных с использованием эффективных приёмов обучения учащихся на уроках русской литературы.
Структура заседания:
- Научно- методический блок.
Теоретические вопросы
1) Эстетический подход к изучению литературного произведения в 5 классе (Юрченко Т.Г.)
2) Особенности построения литературного курса при изучении творчества А.С. Пушкина по ступеням обучения. Формирование нравственной, мыслительно- познавательной компетенций при изучении творчества А.С. Пушкина.(Е.В. Мозолева)
3) Реализация межпредметных связей языка и литературы с целью повышения речевой и читательской культуры учащихся на уроках литературы в 7, 9 классах ( Журавская О.В.)
4) Организация исследовательской работы с учащимися
5) Определение особенностей организации образовательного процесса по освоению содержания учебных предметов «Русский язык » в 10 и 11 классах на повышенном уровне.(Мозолева Е.В.)
6) Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
Ожидаемый результат. Повышение профессиональных умений педагогов в реализации современных подходов к преподаванию русского языка на профильном уровне
Форма проведения: методическая панорама
Структура заседания:
1.Научно –методический блок .
Теоретические вопросы:
1)Антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку: развитие и воспитание, обучение каждого учащегося с учетом перспективы его дальнейшего самообразования; (Юрченко Т.Г.)
2)Текстоцентрический подход к отбору содержания обучения русскому языку. (допрофильная подготовка) (Мозолёва Е.В)
3)Речевая направленность обучения предм.ету – отличительная особенность учебно-методического комплекса по русскому языку. (Журавская О.В.)
Учебно- методический блок: просмотр видеоуроков
Методический продукт. Методические
Список литературы
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе [Текст]. - Под редакцией О.Ю. Богдановой –М.: Издательский центр «Академия», 2008.
2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы [Текст]. – М.: Академия, 1999
3. Добаева В.Н. Основы межпредметных связей https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/library/2014/08/28/osnovy-mezhpredmetnykh-svyazey
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения [Текст]. – М.: Просвещение, 1984. – 250 с.
5. Образовательный портал Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа
6. ФГОС третьего поколения: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” [Электронный ресурс] http://www.niro.nnov.ru
7. Новикова Т. Ф. Урок одного слова: путь от значения к смыслам Научный журнал: Русский язык в школе ISSN: 0131-6141Год выхода:2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://naukarus.com/urok-odnogo-slova-put-ot-znacheniya-k-smyslam
Заседание №5 (июнь)
Тема. Анализ работы УМО за 2024-2025 учебный год
Цель. Подведение итогов работы УМО учителей русского языка и литературы за 2024-2025 учебный год в рамках самообразования. Определение основных направлений работы МО в 2025-2026 учебном году
Задачи. Проанализировать работу учебно-методического объединения учителей русского языка за 2024-2025 учебный год, использование учителями-словесниками информационных технологий на уроках русского языка и литературы;
Определить основные направления в работе на 2025-2026 учебный год
Научно- методический блок
Теоретические вопросы.
- Анализ работы УМО в рамках самообразования .(Мозолёва Е.В.)
- Анализ работы УМО за 2024-2025 учебный год (Мозолёва Е.В.)
- Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
- Анализ преподавания русского языка в старших классах в условиях профильного обучения.
- Рекомендации по планированию работы УМО в 2025-2026 учебном году (Иванова Е.А.)