РУС БЕЛ ENG

Учебно-методическое объединение учителей русского языка

Учителя

Председатель учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы  Мозолева Екатерина Владимировна

Мозолева Екатерина Владимировна
    
Педагогический стаж с 1997 года, квалификационная категория - высшая. Подготовила  победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе.
Юрченко Татьяна Григорьевна
Изображение
  
Педагогический стаж с 1997 года, квалификационная категория - первая. Является руководителем научно-исследовательского общества учащихся. Подготовила победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе. Под руководством Татьяны Григорьевны учащиеся гимназии завоевывают дипломы на районных олимпиадах, занимают призовые места в районных конкурсах "Буду звездой".
Журавская Ольга Владимировна
Изображение
 
Педагогический стаж с 2014 года, квалификационная категория - вторая. Подготовила победителей районной олимпиады.
свернуть

План работы учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы на 2024—2025 учебный год

Цель: повышение качества образования по русскому языку и литературе на основе реализации современных подходов к обучению на базовом и профильном уровне

Задачи:

Создать  условия для совершенствования компетенций педагогов в вопросах, связанных с современными подходами к обучению русскому языку на базовом и профильном уровне

Стимулировать  исследовательскую деятельность педагогов;

Совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов, с выходом на повышение квалификации, обобщение и презентацию своего опыта, развитие профессионально-личностных компетенций.

Повышать  компетентность  педагогов гимназии в вопросах создания развивающей среды для высокомотивированных учащихся через самообразование, методическую работу, использование форм индивидуальной  работы с высокомотивированными учащимися на уроке, факультативных занятий, эффективных современных технологий, которые позволяют развивать творческое мышление, умения, навыки в процессе активной самостоятельной деятельности учащихся

Использовать информационно-коммуникативных технологии и ЭСО для повышения эффективности образовательного процесса, продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;

Создавать методические материалы, имеющие практическое значение и позволяющие решать задачи повышения качества образования в гимназии через исследовательскую работу методического объединения, качественно улучшать подготовку и проведение Недель русского языка и литературы.

Систематизировать и завершить работу по созданию методических материалов по теме самообразования

 

Заседание 1(август)

Тема. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году

Форма проведения. Инструктивно- методическое совещание.

Цели:

1) изучение инструктивно-методического письма Министерства   образования в 2024/2025 учебном году;

2) анализ работы учителей УМО в 2023/2024 учебном году.

Задачи:

Изучить методические  рекомендации по изучению русского языка в условиях мультипрофильного обучения в учреждениях образования на 2 и 3 ступенях образования;

Проанализировать особенности содержания учебной программы по русскому языку для 9, 10-11 классов на повышенном и базовом уровнях уровне;

Проанализировать методическую работу УМО  за 2023-2024 учебный год;

Спланировать работу гимназического УМО на 2024- 2025 учебный год

Научно- методический блок:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2024/2025 учебном году:

– обновленные учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (базовый и повышенный уровень) в русле компетентностного подхода;

 – реализация современных дидактических подходов в учебных пособиях по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для VII-VIII классов.

2. Допрофильная подготовка и профильное обучение:

 – учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»;

 – особенности организации учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в XI на базовом и повышенном уровнях изучения предмета;

3. Результаты учебной деятельности по русскому языку за 2023/2024 учебный год: экзамены, контрольные срезы, выступления учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах.

4. Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку за 2023-2024 учебный год

Методический продукт: овладение учителями УМО нормативной базой преподавания русского языка и литературы в 2024/20245учебном году

Литература

Инструктивно- методическое письмо Министерства образования  РБ от 23 июля  2024 года

Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи

Заседание 2 (ноябрь)

Тема. Современное занятие по русскому языку и литературе в контексте формирования функциональной грамотности

Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в контексте формирования функциональной грамотности;

Задачи:

Определить значение  современных уроков языка и литературы  для развития   для формирования функциональной грамотности учащихся.

Проанализировать эффективность использования современных форм, методов и приѐмов, направленных на   формирование функциональной грамотности

Выделить наиболее эффективные приёмы и методы, способствующие формированию предметных компетенций на уроках русского языка и русской литературы

Ожидаемый результат. 1) совершенствование профессиональных навыков педагогов  путём обогащения  опыта в вопросах, связанных с использованием эффективных приёмов  обучения учащихся на уроках русской литературы и русского языка

Форма проведения: Семинар-практикум

Научно- методический блок.

Теоретические вопросы.      

1. Особенности современного урока русского языка. (Мозолёва Е.В.)

2. Роль учебных заданий в формирование функциональной грамотности  (Юрченко Т.Г.)

3. Основные приёмы развития функционального чтения на уроках русского языка. (Журавская О.В.)

4. Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.(Мозолёва Е.В.)

5. Анализ результатов экзаменов в 9 классах. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при написании изложения, и способы их решения.(учителя УМО)

6. Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку, анализ итогов экзаменационного изложения.

7. Анализ непрерывных олимпиад с целью подготовки  учащихся  к школьным и районным олимпиадам. (Е.В. Мозолёва). 

8. Анализ изменений в учебных программах. Корректировка КТП  с учетом изменений в ИМ документах.

Учебно- методический блок: анализ фрагментов уроков русского языка:

Юрченко Т.Г. 7 класс

Журавская О.В. 6 класс

Практический блок. Методический ринг

Методический продукт. Выработка рекомендаций для учителей

Список литературы 

  1. Ермоленко, В. А., Перченок, Р. Л., Черноглазкин, С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М. : ИТОП РАО,1999. – 228 с.
  2. Логвина, И. А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». – Cанкт-Петербург, 2011.
  3. Материалы сайта Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading

 

Заседание 3 (январь)

Тема: Организация работы с художественным текстом на уроках русского языка и литературы   для формирования эмоционального и социального интеллекта как основ функциональной грамотности учащихся.

Цель: анализ и совершенствование  педагогами гимназии методики комплексной работы с текстом как средством формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка и литературы. 

Задачи:

Проанализировать  понятие «антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку» как важное составляющее интеллектуального развития личности. 

Акцентировать внимание педагогов на основных  приёмах  обучения  учащихся, связанных с переработкой текста, с обнаружением языковых явлений в связном тексте, выявлением их практической значимости.

 Определить роль текстоцентрического  подхода к отбору материалов   на уроках русского языка ;

Определить наиболее эффективные приёмы внедрения на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.

Ожидаемый результат. Повышение профессиональных умений педагогов в организации работы с художественным текстом на уроках русского языка и литературы.    

Форма проведения: методическая панорама

Структура заседания:

  1. Научно –методический блок .

Теоретические вопросы:

  • Текстоцентрический подход к отбору содержания обучения русскому языку. (допрофильная подготовка) (Журавская О.В.)
  • Речевая направленность обучения предмету – отличительная особенность учебно-методического комплекса по русскому языку. (
  • Формы и методы организации работы с текстом на уроках русского языка в 6, 8, 9 классах (Журавская О.В., Юрченко Т. Г.,Мозолёва Е.В.)

Учебно- методический блок: просмотр видеоуроков

Методический продукт.  Методические рекомендации

 Планирование мероприятий по повышению интереса к книге

Руководство домашним чтением учащихся

1)Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.

2)Планировать проведение недели русского языка и литературы в начале 3 четверти

3)Разработать план проведения ежегодного мероприятия «Пусть слово звучит».

Учебно- методический блок

1)самоанализ уроков

2)взаимопосещение открытых уроков

Юрченко Т.Г. 9 класс

Мозолёва Е.В. 8 класс

Журавская О.В. 5 класс

Практический блок: анализ фрагментов уроков (все учителя гимназии)

Методический продукт.

Подготовка рекомендаций по вопросам развития и воспитания личности учащихся средствами русского языка и литературы из опыта работы; все педагоги.

Литература.

1) Литература. Образовательные технологии: инновации и традиции(сост. Попова Е.Н.)—Волгоград, 2009

2) Журнал «Русский язык и литература»-- 2010, №4, 2011-- №4,5

3) Александров В.П. Твоя союзница, учитель.—М.: Просвещение, 1989 .

4) Алексина, И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания / И. А. Алексина. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 320 с.

5) Золотова, Г. А., Онипенко, Н. К., Сидорова, М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова и др. – М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. –544 с. 12.

6)Литвинко, Ф. М. Подход к обучению русскому языку как методическая проблема / Ф. М. Литвинко // Русский язык и литература – 2005. – № 7. – С. 3–6.

Заседание 4

Тема. Реализация межпредметных связей русского языка и литературы с целью формирования функциональной грамотности.

Цель: Совершенствование использования педагогами современных дидактических подходов в практике преподавания межпредметных связей русского языка и литературы с целью формирования функциональной грамотности учащихся.

Задачи: Определить значение  уроков литературы для формирования  метапредметных компетенций (эстетической, литературоведческой, языковой, коммуникативной, мыслительно- познавательной, творческой, нравственной) учащихся.             

Проанализировать эффективность использования современных и  традиционных технологий  на уроках русской литературы для развития личности учащихся.             

Выделить наиболее эффективные приёмы и методы, способствующие формированию предметных компетенций на уроках русской литературы

Ожидаемый результат. 1) совершенствование профессиональных навыков педагогов  путём обогащения  опыта в вопросах, связанных с использованием эффективных приёмов  обучения учащихся на уроках русской литературы.

Структура заседания:

  1. Научно- методический блок.

Теоретические вопросы

1) Эстетический подход к изучению литературного произведения в 5 классе (Юрченко Т.Г.)

2) Особенности построения литературного курса при изучении творчества А.С. Пушкина по ступеням обучения. Формирование нравственной, мыслительно- познавательной компетенций при изучении творчества А.С. Пушкина.(Е.В. Мозолева)

3) Реализация межпредметных связей языка и литературы с целью повышения речевой и читательской культуры учащихся на уроках литературы в 7, 9 классах ( Журавская О.В.)

4) Организация исследовательской работы с учащимися

5) Определение особенностей организации образовательного процесса по освоению содержания учебных предметов  «Русский язык »  в 10 и 11 классах на повышенном уровне.(Мозолева Е.В.)

6) Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.

Ожидаемый результат. Повышение профессиональных умений педагогов в реализации современных подходов к преподаванию русского языка на профильном уровне

Форма проведения: методическая панорама

Структура заседания:

1.Научно –методический блок .

Теоретические вопросы:

1)Антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку: развитие и воспитание, обучение каждого учащегося с учетом перспективы его дальнейшего самообразования; (Юрченко Т.Г.)  

2)Текстоцентрический подход к отбору содержания обучения русскому языку.  (допрофильная подготовка) (Мозолёва Е.В)

3)Речевая направленность обучения предм.ету – отличительная особенность учебно-методического комплекса по русскому языку. (Журавская О.В.)

Учебно- методический блок: просмотр видеоуроков

Методический продукт.  Методические

Список литературы

1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе [Текст]. - Под редакцией О.Ю. Богдановой –М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы [Текст]. – М.: Академия, 1999

3. Добаева В.Н. Основы межпредметных связей https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/library/2014/08/28/osnovy-mezhpredmetnykh-svyazey

4. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения [Текст]. – М.: Просвещение, 1984. – 250 с.

5. Образовательный портал Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа

6. ФГОС третьего поколения: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” [Электронный ресурс] http://www.niro.nnov.ru

7. Новикова Т. Ф. Урок одного слова: путь от значения к смыслам Научный журнал: Русский язык в школе ISSN: 0131-6141Год выхода:2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://naukarus.com/urok-odnogo-slova-put-ot-znacheniya-k-smyslam 

 

Заседание №5 (июнь)

Тема. Анализ работы УМО за 2024-2025 учебный год

Цель. Подведение итогов работы УМО учителей русского языка и литературы за 2024-2025 учебный год в рамках самообразования. Определение основных направлений работы МО в 2025-2026 учебном году

Задачи.   Проанализировать работу учебно-методического объединения учителей русского языка за 2024-2025 учебный год, использование учителями-словесниками информационных технологий на уроках русского языка и литературы;

    Определить основные направления в работе на 2025-2026 учебный год            

Научно- методический блок

Теоретические вопросы.

  1. Анализ работы УМО в рамках самообразования .(Мозолёва Е.В.)
  2. Анализ работы УМО за 2024-2025 учебный год (Мозолёва Е.В.)
  3. Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
  4. Анализ преподавания русского языка в старших классах в условиях профильного обучения.
  5. Рекомендации по планированию работы УМО в 2025-2026 учебном году (Иванова Е.А.)

 

свернуть

Факультативные занятия по русскому языку

Название

Класс

Учитель

5

Кладовая слов русского языка

Журавская О.В.

6

Погружаемся в интересный мир правописания и образования слов

Юрченко Т.Г.

Баранок Е.М.

Поэтические гимны морфологии

Мозолёва Е.В.

От значения к написанию

Юрченко Т.Г.

Секреты синтаксиса и пунктуации

Мозолёва Е.В.

10

Функциональные стили речи

Юрченко Т.Г.

 

свернуть

Победители олимпиад и конкурсов

Поздравляяем Контровскую Киру, занявшую 2 место в районном конкурсе на лучший отзыв о поэтическом произведении

Поздравляяем Мацкевич Полину, занявшую 3 место в районном конкурсе на лучший отзыв о поэтическом произведении

Поздравляем Моисеенко Викторию и Лисовскую Полину, принимавших участие в районной конференции исследовательских работ. Наши девочки достойно представили свою исследовательскую работу!!!!

Поздравляем победителей ВТОРОГО  этапа Республиканской олимпиады по русскому языку!

2023- 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

9 класс

Кабушева Анна- диплом 2 степени

Контровская Кира- диплом 2 степени

Авсюкевич Владимир- диплом 3 степени

Кузнецов Артём- диплом 3 степени

10 класс

Дорошкова Софья – диплом 2 степени

Павлова Алиса- диплом 3 степени

Вислогузова Анастасия- диплом 3 степени

11 класс

Бугай Станислав- диплом 3 степени

Напреенко Олеся диплом 3 степени -

 

24 мая прошла районная олимпиада для учащихся 5- 8 классов.

Наши ребята достойно представили свою гимназию!!!!!!!

Молодцы, ребята!!!!!!!

5 класс

Самонов Роман- диплом 1 степени

Лазаревич Артур- диплом 1 степени

Серяков Даниил – диплом 3 степени

Самусевич Захар– диплом 3 степени

Бильдюгов Артём-  диплом 3 степени

Ковалёва Василиса- диплом 3 степени

Аладьева Ангелина-  диплом 3 степени

 

6 класс

Кубраков Арсений- диплом 1 степени

Пчёлкин Даниил- диплом 3 степени

Обухова Мария- диплом 3 степени

 

7 класс

Шуйфер Илона- диплом 1 степени

Языкова Юлия- диплом 2 степени

Скакун Даная-  диплом 2 степени  

Козлова Есения- диплом 3 степени

Сапешко Виталий- диплом 3 степени

 

8 класс

Свитин Павел- диплом 3 степени

Гиль Ксения-    диплом 3 степени

 
свернуть

Новости

поделиться в: