ЦЕЛЬ: обеспечение повышения качества образования через проведение системной работы по диагностике учебных достижений, коррекции знаний учащихся, реализацию воспитательного потенциала учебных занятий предметов естественно-исторического цикла.
Задачи:
- создать условия для овладения педагогами УМО современными приемами диагностики, анализа и коррекции знаний учащихся по учебным предметам естественно-исторического цикла и обеспечения качественной подготовки школьников к итоговой аттестации;
- содействовать овладению педагогами эффективными методами, приемами и практиками обучения, способствующими повышению воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий как средства формирования личности учащегося;
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей высокомотивированных учащихся посредством применения педагогами УМО современных образовательных технологий в процессе обучения;
- содействовать формированию финансовой грамотности учащихся средствами учебных предметов естественно-исторической направленности;
- качественно совершенствовать работу с высокомотивированными и способными учащимися с целью достижения более высокого уровня результативности на областном и республиканском уровнях, через повышение эффективности индивидуальной работы, более широкого вовлечения учащихся в участие в непрерывных олимпиадах, исследовательских и творческих конкурсах; особое внимание уделить работе с учащимися среднего звена по подготовке к олимпиадам, исследовательской деятельности по химии и биологии, привлечению учащихся 10-11 классов к исследовательской деятельности;
- пополнять предметные кабинеты методическими и дидактическими материалами по организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися;
- совершенствовать самообразовательную деятельности педагогов, с выходом на обобщение и презентацию своего опыта, развитие профессионально-личностных компетенций, расширение практики трансляции своего опыта учителями УМО через участие в педагогических конкурсах различного уровня, через печатные и электронные СМИ, сайт гимназии;
- расширить использование виртуальных предметных кабинетов, создание виртуального кабинета географии, разработка индивидуальных блогов учителей членов УМО;
- вовлекать учащихся в участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах с целью повышения мотивации к изучению учебных предметов естественно-исторической направленности;
- обеспечение качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена по истории Беларуси в 9 классе и ЦЭ, ЦТ по учебным предметам; НИКО в 10 классе, РКР по истории Беларуси в 11 классе;
- организовать и методически обеспечивать образовательный процесс по новым учебным программам и новым учебным пособиям: «Всемирная история», 7 класс, «Химия», 8 класс, «История Беларуси в контексте всемирной истории», 10 класс;
- завершить исследовательскую работу УМО по теме «Внедрение в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий, методов и приемов формирования информационной грамотности учащихся».
Заседание No1
Дата: 28 августа 2024 г.
Тема: Основные задачи, стоящие перед УМО в новом учебном году по повышению качества образования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Цель: Создание условий для самообразования, саморазвития педагогов, роста их профессионального мастерства и творческого потенциала.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Структура заседания:
1. Избрание секретаря учебно-методического объединения.
Педагоги УМО
2. Изучение и пополнение банка нормативно-правовой базы работы учителей естествознания и истории.
Иванова Е.А.
3. Особенности нормативно-правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным предметам: химия, биология, география, история, обществоведение, «Человек и мир». Особенности образовательного процесса по новым учебным программам и пособиям: «Всемирная история», 7 класс, «Химия», 8 класс, «История Беларуси в контексте всемирной истории», 10 класс.
Педагоги УМО
4. Итоги государственного экзамена по истории Беларуси в 9 классе, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам естественно-исторической направленности, РКР и НИКО.
Семёнова Е.Г.
5. Организация подготовки к экзамену по истории Беларуси в 9 классе, НИКО в 10 классе, РКР по истории Беларуси в 11 классе, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам в соответствии с рекомендациями.
Педагоги УМО
6. Организация исследовательской деятельности УМО.
Семёнова Е.Г.
7. Обновление банка данных тем самообразования.
Педагоги УМО
8. Планирование работы с высокомотивированными учащимися.
Педагоги УМО
9. Организация и проведение предметных недель.
Педагоги УМО
10.Проведение недели истории, обществоведения и географии в 1 четверти 2024/2025 учебного года.
Гайдук Т.Л., Семёнова Е.Г., Смирнов Б.А., Кузьменко А.А.
11. Организация и проведение непрерывных гимназических олимпиад.
Семёнова Е.Г.
12. Организация исследовательской деятельности учащихся.
Семёнова Е.Г.
13. Тематика и задачи УМО на новый учебный год.
Семёнова Е.Г.
14. Организация работы по представлению опыта работы учителей УМО через участие в педагогических конкурсах различного уровня, печатные и электронные СМИ, сайт гимназии, виртуальные кабинеты и блоги.
Педагоги УМО
Ожидаемый результат:
- Повышение профессионально-личностной компетентности педагогов в вопросах обновления нормативной базы.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах методики преподавания своего предмета.
Литература:
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (01.08.2024).
- Рекомендации по итогам изучения качества образования в учреждениях общего среднего образования, НИКО, результатов ЦЭ и ЦТ в 2023/2024 учебном году.
- Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (21.08.2023 в редакции от 26.07.2024).
Заседание No2
Дата: октябрь 2024 г.
Тема: Педагогическая диагностика как основа системы коррекции знаний
Цель: создать условия для овладения педагогами УМО современными приемами диагностики, анализа и коррекции знаний учащихся по учебным предметам естественно-исторического цикла и обеспечения качественной подготовки школьников к итоговой аттестации.
Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.
Структура заседания:
Научно-методический блок
- Педагогическая диагностика и коррекция знаний: теоретический аспект
Семёнова Е.Г.
- Содержание и технологии диагностической деятельности педагога
Кузьменко А.А.
Учебно-методический блок
1. Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний на учебных занятиях по истории и обществоведению (из практики работы).
Смирнов Б.А.
2. Различные формы, приемы и методы коррекционной работы на учебных занятиях по химии.
Бусель В.М.
3. Анализ качества знаний за 1 четверть.
Семёнова Е.Г.
4. Анализ итогов 1 этапа непрерывных олимпиад по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
5. Анализ проведения предметной недели, истории, обществоведения, географии.
Гайдук Т.Л., Семёнова Е.Г., Смирнов Б.А., Кузьменко А.А.
6.Организация исследовательской работы с учащимися и участия в конференциях и конкурсах различного уровня.
Все педагоги
Практический блок
1.Проведение открытых учебных занятий
2.Разработка дидактических и методических материалов по проведению диагностики и коррекции знаний учащихся.
Методический продукт:
Методические рекомендации по организации и проведению диагностики и коррекции знаний учащихся.
Литература:
1. Артищева Е.К. Педагогическая диагностика как основа системы коррекции знаний. https://iedtech.ru/files/journal/2015/3/3_2015_85-103.pdf
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. - М.: педагогика, 1991. - 240с.
3.Педагогическая диагностика http://www.paidagogos.com/
4.Различные формы работы по коррекции знаний учащихся https://spravochnick.ru/pedagogika/korrekcionnaya_pedagogika/priemy_korrekcionnoy_pedagogiki/#pravila-i-principy-organizacii-korrekcionnoy-raboty
Заседание No3
Дата: декабрь 2024 г.
Тема: Реализация воспитательного потенциала современного урока через содержание учебного материала как фактор личностного развития учащегося.
Цель: развивать профессионально-личностную компетентность педагогов по расширению возможностей для личностного развития учащихся через реализацию воспитательного потенциала учебных занятий по предметам естественно-научного цикла.
Форма проведения: Круглый стол, панорама опыта.
Структура заседания:
Научно-методический блок
- Теоретические и методологические принципы и аспекты реализации воспитательного потенциала учебных занятий.
Кольцова Ю.Д.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств на учебных занятиях по истории и обществоведению.
Гайдук Т.Л.
Учебно-методический блок
1. Использование потенциала экскурсий по биологии как средства формирования экологической грамотности учащихся, воспитания любви к малой родине (из практики работы).
Червякова Е.С.
2. Реализация воспитательного потенциала учебных предметов «География» и «Человек и мир» через содержание учебного материала (из практики работы)
Кузьменко А.А.
3. Анализ качества знаний за 2 четверть.
Семёнова Е.Г.
4. Анализ итогов 2 этапа непрерывных олимпиад по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
5. Анализ 2 этапа Республиканской олимпиады по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
6. Участие в конкурсе «Педагогический олимп».
Все учителя
Практический блок
1.Проведение открытых учебных занятий
2.Проектирование этапа учебного занятия с использованием современных методов, приемов, практик обучения, способствующих повышению воспитательного потенциала учебных занятий.
Методический продукт:
Методические рекомендации по реализации современных методов, приемов, практик обучения, способствующих повышению воспитательного потенциала учебных занятий.
Литература:
1. Александрова, Е.А. Если сегодня перечитать Коменского // Народное образование. – 2011. – № 7. – С. 215-222.
2. Нечаев М. П. Краткая энциклопедия школьного воспитания: учебное пособие/; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра методики воспитания и дополнительного образования. – Москва : АСОУ, 2021. – 189 с.
3.Права человека и образовательное законодательство [Текст] // Народное образование.- 2007. -№ 1. -С.-15–16.
4.Тимашкова Л.Н. Воспитательный потенциал урока: цели, функции, компоненты. https://elib.bspu.by/bitstream/doc/5274/1/
5.Ушакова, Е. Н. Использование воспитательного потенциала урока / Е. Н. Ушакова, Т. Е. Иванюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 207-208. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100434/ (дата обращения: 10.08.2024).
6. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока. — М., 2000. — С. 12.
Заседание No 4
Дата: март 2025 г.
Тема: Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей высокомотивированных учащихся посредством применения современных образовательных технологий в процессе обучения.
Цель: способствовать формированию у педагогов профессиональных компетенций, которые дают возможность создавать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей высокомотивированных учащихся.
Форма проведения: семинар-практикум.
Структура заседания:
Научно-методический блок
- Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе.
Червякова Е.С.
- Использование интеллектуальных игр для развития познавательной активности одаренных учащихся.
Смирнов Б.А.
Учебно-методический блок
- Формирование картографических умений учащихся с целью решения учебно-познавательных и практических задач в процессе подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам (из опыта работы).
Гайдук Т.Л.
- Формирование финансовой грамотности учащихся средствами предмета (из опыта работы).
Семёнова Е.Г., Бусель В.М.
- Анализ качества знаний за третью четверть.
Семёнова Е.Г.
- Анализ итогов 3 этапа непрерывных олимпиад по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
- Проведение недели биологии и химии.
Червякова Е.С., Бусель В.М.
- Организация повторения в рамках подготовки к РКР по истории Беларуси в 11 классе, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам.
Практический блок
1.Открытое учебное или факультативное занятие с методами и приемами, направленными на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей высокомотивированных учащихся.
Методический продукт:
Методические рекомендации по организации работы по развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей высокомотивированных учащихся.
Литература:
1.Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений./ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 2000.
2.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", М., 1991.
3.Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми. – В.К. Омарова. Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 2010.
4.Эльконин Д.Б. Обучение и развитие / Д.Б. Эльконин. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1004
5.Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М., 1999.Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.
Заседание No 5
Дата: май 2025 г.
Тема: Итоговое заседание
Цель: подведение итогов активности участия каждого педагога в методической работе в 2024/2025 учебном году.
Задачи:
- Проанализировать результаты деятельности коллектива учителей химии, биологии, географии, истории в 2024/2025 учебном году.
- Сопоставить полученные данные с поставленной общей методической целью.
- Провести презентацию передового педагогического опыта учителей.
Форма проведения: методическая панорама «Поиск, внедрение, опыт».
Участвуют в работе: учителя химии, истории, биологии, географии.
Рефлексия.
Методический продукт: Анализ работы УМО за год.