Методическая тема УМО учителей на 2024/2025 учебный год: «Повышение качества преподавания средствами предметов «Математика», «Физика», «Информатика», в том числе в контексте формирования функциональной грамотности.
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся
Задачи:
- Своевременно информировать педработников о нормативно-правовом,научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам
- актуализировать и углубить знания учителей о современных технологиях обучения, совершенствовать методику преподавания учебных предметов;
- включить учителей в деятельность по освоению и реализации в образовательной практике технологии визуализации учебной информации, способствующей осмысленному усвоению учащимися учебного материала;
- включить учителей в деятельность по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах, факультативных занятиях и во внеучебной деятельности;
- использовать современные образовательные технологии в направлении качества подготовки учащихся к централизованному экзамену, олимпиадам, конкурсам исследовательских работ ;
- совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов, развивать профессионально-личностные компетенции через трансляцию личного опыта, через участие в педагогических конкурсах, печатных и электронных СМИ.
Заседание 1(сентябрь)
Тема: «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика» в 2024/2025 учебном году».
Цель: создание условий для профессиональной компетентности членов УМО в области знаний нормативно - правовых документов и инструктивно-методических материалов по преподаванию учебных предметов «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».
Задачи:
- Ознакомить членов УМО с нормативными правовыми и учебно –
методическими материалами МО РБ, определяющими идеологию и стратегию в области образования.
- Определить содержание, формы и методы работы УМО учителей математики, информатики, физики и астрономии.
Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.
Оборудование: нормативные правовые документы и сборники приказов МО РБ, методические газеты и журналы с материалами соответствующей тематики, презентации.
План проведения:
1.Научно-методический блок
1.1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия», «Информатика» в 2024/2025 учебном году:
Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;
создание безопасных условий организации образовательного процесса;
учебные программы по учебному предмету «Математика» для V–IX, X–XI классов (базовый уровень), X–XI классов (повышенный уровень);
учебные программы по физике для VII-XI классов;
учебные программы и учебно-методические комплексы по информатике для VI–XI классов;
эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебным предметам;
анализ результатов и направления совершенствования подготовки учащихся к централизованному экзамену и централизованному тестированию по физике;
совершенствование образовательного процесса по учебному предмету «Математика» с учетом результатов централизованного экзамена и централизованного тестирования.
совершенствование образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» с учетом результатов республиканской контрольной работы по предмету, проведенной в VIII классах.
1.2. Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования (Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь)
- учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2024/2025 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь А. И. Иванцом 06.02.2023). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023)
- требования к контролю и оценке результатов учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания образовательной программы общего среднего образования устанавливаются Методическими указаниями, утвержденными 15.09.2022 (Приложение 22).
- формирование у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов
- реализация воспитательного потенциала учебного предмета;
- учебные программы факультативных занятий;
- организация образовательного процесса на повышенном уровне;
- организация образовательного процесса с использование интернет- ресурсов и журнала «Матэматыка і фізіка» (РУП «Издательство „Адукацыя і выхаванне“»)
Зам.директора.
- Учебно-методический блок
2.1. Организация образовательного процесса по математике, физике, информатике в 2024/2025 учебном году.
2.2 Анализ результатов образовательного процесса с позиции реализации требований концепции учебного предмета, образовательного стандарта и учебных программ за 2022/2023 учебный год.
2.3 Организационно-методические особенности преподавания предметов с учетом анализа результатов выпускных экзаменов.
2.4 Организация образовательного процесса по освоению учащимися содержания школьного образования на базовом и повышенном уровне в условиях профильного обучения.
2.5 Утверждение планов работы кабинетов на 2024/2025 учебный год.
- Практический блок
3.1.Основные направления деятельности УМО в 2024/2025учебный год; Разработка плана работы УМО на 2024/2025 учебный год; определение целей и задач;
Выбор форм и методов работы.
Председатель УМО
3.2.Образовательный продукт и форма его представления на итогов заседании МО.
Председатель УМО
3.3. Планирование работы с высокомотивированными учащимися через проведение факультативных и стимулирующих занятий по учебным предметам.
Все члены УМО
Заседание 2 (ноябрь)
Тема: «Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности у учащихся»
Цель: Расширение информационно-образовательного поля учителей математики, физики, информатики и астрономии по формированию функциональной грамотности учащихся через применение практико- ориентированных заданий.
Задачи:
- Обеспечить освоение педагогами приемов и методов практико-ориентированного обучения;
- Определить наиболее эффективные приемы и методы формирования
функциональной грамотности учащихся.
- Определить пути повышения функциональной грамотности учащихся.
Форма проведения: семинар-практикум.
План проведения:
- Научно – методический блок
- Организация практико-ориентированного обучения на уроке.
Л.В. Рудковская, председатель УМО
2. Учебно – методический блок
2.1. Обучение практико-ориентированным задачам-как эффективное средство развития логического и креативного мышления.
Л.Н.Карнаухова, учитель математики
2.2. Использование в образовательном процессе дидактических материалов по математике практико-ориентированного характера.
Гатовчикова Н.И.
2.3. Возможности практико-ориентированных задач на уроках физики ».
О.В.Ворик, учитель физики;
2.4 Использование практико-ориентированных задач на различных этапах урока(из опыта работы)
-этап актуализации знаний Сибирцева М.В.
-изучение нового материала Юдченко А.Н.
-этап закрепления Логинова Е.В.
3. Практический блок
3.1. Анализ непрерывных олимпиад по предметам за 1четверть
3.2. Анализ результатов ЦЭ и ЦТ по предметам.
3.3. Об итогах изучения уровня учебных достижений учащихся за I четверть 2023/2024 учебного года.
3.4 Организация исследовательской работы с учащимися и участие в конференциях.
Л.В.Рудковская
Заседание 3 (январь)
Тема: «Эффективные методы и приемы обучения учащихся решать задачи, способствующие формированию функциональной грамотности»
Цель: расширение информационно-образовательного поля педагогов математики по применению эффективных методов и приемов обучения решать задачи по формированию функциональной грамотности.
Задачи:
- Обменяться накопленным опытом работы в области обучения учащихся решать задачи на учебных занятиях по предметам естественно-математического цикла на базовом и повышенном уровнях.
- Определить наиболее эффективные приемы и методы обучения учащихся решать задачи, уформирующие их функциональную грамотность .
Форма проведения: семинар ,круглый стол
План проведения:
1.Учебно – методический блок
1.1. Особенности работы с современными учебными пособиями - как основное средство обучения решать задачи.
Рудковская Л.В.
1.2. Дифференцированный подход в обучении учащихся –как необходимое условие.
Кривошеева Г.А.,учитель математики.
1.3 Рациональные методы и способы решения геометрических задач-как средство развития пространственного представления и воображения учащихся.
Карнаухова Л.Н.;учитель математики
2. Практический блок
Представление опыта работы по вопросам эффективных методов и способов обучения решать задачи,способствующих формированию функциональной грамотности(панорама открытых уроков)
Юдченко А.Н.;Логинова Е.В.
2.1. Анализ качества образования каждого учителя по классам за 2-ю четверть
Л.В.Рудковская
2.2. Анализ результатов проведения II этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
2.3. Анализ непрерывных олимпиад за 1 полугодие.
2.4 Проведение недели математики.
Заседание 4 (март)
Тема: «Использование межпредметных связей на уроках»
Цель: Совершенствование компетентности педагогов в области современных методических подходов по использованию межпредметных связей на учебном занятии.
Задачи:
- Углубить знания педагогов по проектированию организации и проведению современного учебного занятия.
- Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения учащихся решению задач с межпредметным содержанием.
- Разработать методические рекомендации, способствующие обучению учащихся решению задач с межпредметным содержанием путем обмена опытом работы учителей.
Форма проведения: семинар - обмен опытом
Научно – методический блок
- Межпредметные связи—инструмент межпредметной интеграции.Роль межпредметных связей в обучении.
Л.В.Рудковская, учитель математики.
- Учебно – методический блок
2.1. Особенности применения МПС на уроках математики..
Е.В.Логинова, учитель математики.
2.2.Методы и способы обучения задачам с межпредметным содержанием.
А.Н.Юдченко, учитель математики..
2.3. Задачи с межпредметным содержанием по информатике для развития функциональной грамотности.
Сибирцева М.В
2.4 Реализация МПС при обучении решению задач на уроках физики.
Ворик О.В. учитель физики.
- Практический блок:
3.1. Анализ проведения предметной недели по предметам естественно-математического цикла (математике);
3.2. Анализ результатов проведения 1-го этапа республиканской олимпиады по математике в 5-х,6-х,7-х классов и подготовка учащихся ко 2 этапу республиканской олимпиады.
3.3 Анализ качества знаний по предметам.
Л.В.Рудковская.
3.4. Вопросы по подготовке к экзаменам по математике за курс обучения на 2 и 3 ступенях общего среднего образования.
Зам.директора.
3.5 Проведение открытых уроков.
Заседание 5 (май)
Тема: «Итоги работы учебно-методического объединения учителей математики, информатики, физики и астрономии за 2024/2025 и задачи на 2025/2026 учебный год»
Цель: выявить проблемы в организации работы учебно-методического объединения и определить пути их решения в 2024/2025 учебном году.
Задачи:
- Проанализировать работу УМО за 2024/2025 учебный год.
- Презентовать полученные образовательные продукты.
- Обсудить план работы учебно-методического объединения на 2025/2026 учебный год.
Форма проведения: методический отчет
План проведения:
1.Учебно – методический блок
1.1. Подведение итогов работы УМО за 2024/2025 учебный год и основные направления работы на 2025/2026 учебный год.
1.2. Анализ результатов творческой активности членов УМО по итогам 2024/2025 учебного года.
1.3. Об итогах учебной деятельности учащихся за 2024/2025 учебный год.
1.4. Анализ результатов творческой активности учащихся.(итоги круглогодичных предметных олимпиад, анализ участия в заочных и дистанционных олимпиадах)
1.5. О выполнении теоретической и практической частей учебных программ по учебным предметам «Математика», «Физика», «Астрономия» и «Информатика».
- Практический блок
2.1.Предложения по организации работы УМО.
2.2. Выработка рекомендаций по планированию работы УМО на 2025/2026 учебный год.
2.3. О результатах учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Математика», «Физика» «Астрономия» и «Информатика» за II полугодие и 2024/2025 учебный год.