Мы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики, которые могут стать либо достойными гражданами нашей страны, либо нет.
Поэтому сегодняшний наш разговор мы посвятим непростым вопросам: с чего начинается любовь к Родине; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства; как это делать и др.
Тема нашей беседы « Роль семьи в воспитании патриота Родины»
Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Эти изменения, в первую очередь, коснулись нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Сегодня заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. В современном мире материальные ценности доминируют над духовными. Мы с вами являемся свидетелями того, как происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей, теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти цвести и плодоносить без корней. И поэтому, наша с вами задача - вырастить это дерево полноценным……
Занимаясь воспитанием своих детей, я думаю, многие из вас неоднократно задавали себе вопросы:
Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?
Процесс воспитания нравственно-патриотических качеств у ребенка очень сложный и многогранный, участниками которого должны стать не только педагоги, но и родители, и наше общество.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за свой вклад в развитие своей страны и общества.
Когда маленький человек начинает осознавать мир вокруг себя, уже в этот момент важно формировать у него чувство сопричастности к семье, к школе, к обществу. Это чувство формируется только в том случае, если взрослый хочет, а главное умеет увидеть и показать «маленькому гражданину» все события, правила, нормы, которые связывают ребенка с обществом, в котором он живет. Как легко формируется у ребенка чувство гордости за свою Родину, когда читаешь вместе с ним произведения о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны!
Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей, чувств, поступков – это начало патриотического воспитания.
Из любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.
Поэтому сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в решении вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т.е. в воспитании наших детей.
Но прежде, мне бы хотелось вместе с вами, уважаемые родители, обсудить несколько вопросов о роли и методах патриотического воспитания в семье.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я (раздаются родителям до начала собрания):
1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, своего края, своего села , или для вас это неважно?
2) Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?
3) Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то как вами передаются эти знания?
4) Хранятся ли в вашей семье реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?
5) Как вы отмечаете с детьми День Победы?
6) Читаете ли вы с детьми книги о великих людях, героях нашей страны?
7) Считаете ли вы важным подготовить мальчиков к военной службе?
Существуют различные формы и методы патриотического воспитания в семье, обратите внимание на слайд презентации.
8) Расскажите об одной из форм патриотического воспитания в вашей семье, которую вы считаете наиболее удачной?
(Родители обсуждают тему собрания, делятся опытом.)
Как видите, в нашей школе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота».
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Формирование патриотизма можно условно разделить на несколько ступеней:
Первая ступень формирования патриотизма - формирование родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
Вторая ступень патриотизма – это через воспитание любви к Малой Родине – ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. Любовь к родине начинается в семье. Если ребенок в родительском доме окружен любовью и сам отвечает на нее, если он знает историю своей семьи, помнит о том, какую самоотверженную борьбу вели многие люди (и среди них его ближайшие родственники) для того, чтобы наша страна жила в мире без войн, то тогда можно сказать, что его знание сочетается с уважением и любовью к родине и людям, живущим в любимой стране.
Если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования. Рождаясь, это чувство развивается и крепнет по мере того, как растут и знания о родине, ее становлении, росте, ее природе, потому что любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь. И как только ребенок открывает мир, он начинает рассматривать его как собственный. Не так уж важно, чтобы пейзажи были живописными, а город или деревня полны туристических достопримечательностей. Куда важнее, чтобы ваши сын или дочь воспринимали свое окружение как полученное от предков наследство.
От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением - бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.
Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с раннего возраста. Крылатая фраза говорит: «Всё начинается с детства». С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки которые волнуют, увлекают, ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и осуждать то, что осуждает народ.
Именно в семье, родители передают ребенку свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.
Семейные праздничные вечера, шествие с родителями, бабушками или дедушками по нарядной площади на праздничный салют, митинг, парад – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.
Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.
Или: мама, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.
Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.
Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.
Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.
Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, прославлять то место, где ты живешь.
Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу или селу, к человечеству в целом.
От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.
Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.
Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом.
Я хочу вам предложить несколько советов по патриотическому воспитанию детей:
- Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!
- Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!
- Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!
- Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.
- Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.
- Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!
У французского писателя А. Экзюпери есть замечательная сказка «Маленький принц». В ней заключена великая мудрость, есть золотые правила, которыми можно воспользоваться в любой ситуации. Вот этому и старайтесь учить своих детей:
На одной из планет Маленький принц спросил:
- А где люди?
- Их нет. Они летают, у них нет корней.
Надо воспитывать детей так, чтобы они не были Иванами, не помнящими родства.
Не следует забывать о том, что хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле.
Патриот, кто он?
- Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
- Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
- Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
- Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
- Знает государственную символику
- Знает историю своей страны, гордится своими предками.
- Готов стать на защиту Отечества
Патриотами не рождаются, ими становятся
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Ребятам также следует объяснять, что и в сегодняшней жизни есть примеры служения обществу — самоотверженные врачи, спасатели, выдающиеся ученые, люди, организующие благотворительную помощь нуждающимся, социально активные граждане.
Нужно постоянно повторять ребятам о том, что патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям.
К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.
Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микро коллектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между родителями и детьми.
Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка является его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколением. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта, формированию чувств, убеждений, поведения.
Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство.
В заключение нашей беседы мне хочется пожелать вам всем, чтобы ваши дети выросли достойными людьми, и стали надежной опорой не только для вас - родителей, но и для своих будущих семей.
Будьте счастливы в своих семьях! Берегите себя и своих близких!
Спасибо за внимание.