РУС БЕЛ ENG

Материалы за сентябрь-октябрь 2024

1 класс

Родительское собрание 25.10.2023

(I класс)

«О реализации декрета Президента Республики Беларусь №18 от 24.11.2006 года. Профилактика семейного неблагополучия»

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня наш разговор пойдет о работе педагогов гимназии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, то есть о тех случаях, когда обстановка в семье требует вмешательства со стороны, для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье ребенка.

Что же может считаться семейным неблагополучием? Приведу конкретные примеры, с которыми мы сталкивались в течение 2023 года:

  • мать вызвала сотрудников милиции потому, что муж отказывался сидеть с дочерью;
  • ученик первого класса набрал телефон экстренной службы 102 потому, что родители сильно ругались;
  • продавец вызвала милицию потому, что посетительница магазина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, устроила скандал с кассиром магазина;
  • гражданин в состоянии алкогольного опьянение устроил скандал с женой, которая в свою очередь вызвала сотрудников милиции;
  • подросток вызвал милицию, потому что в семейном скандале отец, будучи в состоянии алкогольного опьянения, ударил мать;
  • по анонимной информации соседей в милицию, женщина не надлежащим образом смотрит за детьми, которые бегают грязными, голодными, без присмотра;
  • мужчина задержан возле бара в состоянии алкогольного опьянения, он разведен и не проживает совместно со своим ребенком, однако является его вторым законным представителем, и поэтому есть вероятность его влияния на воспитание несовершеннолетнего;
  • по информации от медработников, мать ребенка не выполняет требования по лечению ребенка, полностью отказывается от вакцинации;

и многие другие...

          Большинство таких сигналов о семейном неблагополучии поступают из Управления внутренних дел Оршанского райисполкома. Так в 2023 году мы получили 10 подобных сигналов о семейном неблагополучии. Из следственного комитета – 3, из суда – 2, из городской больницы – 1. При посещении семей выявили самостоятельно – 2 случая.

          Если сравнить количество сигналов, которые поступали в гимназию за прошлые годы, то картина будет следующей:

в 2019 году -  31 сигнал;

в 2020 – 29 сигналов;

2021 - 18 сигналов

2022 - 32 сигнала

          В гимназии в течение 22/23 учебного года, включая летний период и 1 четверть 23/24 учебного года зафиксировано 29 сигналов о неблагоприятной обстановке в семьях обучающихся гимназии. Зачастую в течение года по некоторым семьям сигналы о неблагоприятной обстановке поступают повторно. Именно поэтому сегодня возникает необходимость разъяснять родителям законодательство Республики Беларусь, которое в первую очередь стоит на защите прав детей.

          Условно можно разделить неблагополучные семьи на две группы: 1. Отрытая форма неблагополучия: родители злоупотребляют спиртными напитками, имеют место семейно-бытовые скандалы, в квартире антисанитария, отсутствие коммунальных услуг, ограниченное количество, либо полное отсутствие продуктов питания, дети остаются без присмотра, не организованы, не посещают дошкольные учреждения, часто болеют, со стороны родителей имеются признаки жестокого обращения с ребенком.  Как правило, дети в подобных условиях неизбежно признаются находящимися в социально опасном положении и с семьями ведется целенаправленная работа по устранению всех критериев неблагополучия. 2. В семье с закрытой формой неблагополучия не все признаки заметны сразу. Например,  родители употребляют спиртные напитки скрыто, дети скрывают пьянство родителей. Дети внешне могут абсолютно не выделяться в классе. У них может быть дорогой телефон, современная одежда, карманные деньги, а дома за закрытыми дверями, родители конфликтуют, возможно применяют насилие или жестокое обращение к детям. И только по некоторым косвенным признакам мы можем заподозрить неладное.           Проблемы, с которыми сталкиваются семьи, касаются разных сторон жизни: экономической, педагогической, правовой, медицинской. Поэтому мы используем различные формы и методы работы, которые позволяют нам выявлять семейное неблагополучие и своевременно оказывать помощь, как детям, так и родителям.

          Каким же образом мы ведем работу по выявлению семейного неблагополучия?           Во-первых, основной информацией по семьям наших учащихся обладает классный руководитель, который один раз в году, как правило, накануне учебного года, посещает каждую семью, изучая условия проживания каждого ребенка. Ежедневно он видит ваших детей и уже и по поведению, настроению, внешнему виду, из беседы с ребенком может определить признаки неблагоприятной обстановки в семье. Например, ребёнок сонливый, плохо себя чувствует, не готов к урокам - значит не соблюдается режим дня, родители ослабили контроль, не обратили внимание на самочувствие, не обратились к врачу. Неприятный запах от одежды, запах табака -  значит в квартире курят. Неумеренный аппетит  - предполагаем, что ребёнок недоедает. Неподготовленные домашние задания - значит родители не уделяют время ребёнку. Ребенок проявляет агрессию - значит требует внимания взрослых любым способом, что может говорить о дефиците внимания. Если такие признаки являются системой -  классный руководитель сообщает директору гимназии и в социально-психологическую службу гимназии и мы начинаем работу с семьёй по устранению неблагоприятной обстановки для ребенка. За прошедший год таких сигналов от классных руководителей поступило 3. Работая с родителями и детьми, мы добились стабилизации семейной обстановки.

          Остальные сигналы идут в гимназию извне: из милиции, из суда, по задолженностям за жилищно-коммунальные услуги, паспортного центра из следственного комитета, из детской поликлиники, больницы от граждан микрорайона, близких родственников, самих детей. И здесь мы вынуждены действовать в соответствии с алгоритмом работы государственных органов и на основании законодательства Республики Беларусь. Имеются четко указанные критерии и показатели семейного неблагополучия, выявив которые, мы должны предпринять ряд профилактических мер:

Так, согласно полученному сигналу о неблагоприятной обстановке, будь то письменная информация из управления по образованию, устный или анонимный сигнал  - в гимназии издаётся приказ о проведении социального расследования в отношении данной семьи. В течение суток специалисты гимназии и классный руководитель посещают ребёнка по месту проживания и передают информацию директору гимназии о риске нахождения ребёнка в данной семье. В последующие сутки специалисты гимназии направляют запросы во все заинтересованные службы государственные организации с целью изучения ситуации конкретной семьи. В милицию, на работу родителям, запросы о задолженностях за коммунальные платежи, в медицинское учреждение о том, каким образом родители выполняют рекомендации врачей по сохранению здоровья ребенка, далее по мере необходимости собирается информация из ближайшего окружения семьи.

Все данные фиксируются в актах обследования, подводятся итоги  и делаются выводы о том, подтвердилась ли информация о семейном неблагополучии. Мы приглашаем родителей на заседание гимназического совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, где знакомим с результатми социального расследования родителей и обсуждаем дальнейшие действия. Возможно, семье требуется оказание помощи со стороны различных организаций города (содействие в трудоустройстве, медицинское обследование, оказание адресной социальной помощи или психологическая поддержка и др.)

О результатах проводимого социального расследования мы информируем управление по образованию Оршанского райисполкома.

          Если критерии и показатели социально-опасного положения будут на лицо, например, родители привлечены судом по статье 10.1 (умышленное причинение телесного повреждения), по статье 19.8 (распространение произведений пропагандирующих культ насилия и жестокости), по статье 19.1 (мелкое хулиганство), 19.3, ч.2 (распитие алкогольных слабоалкогольных напитков или пива наркотических средств в общественном месте или на работе), статья 19.4 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение), статья 19.5 (занятия проституцией),  то мы направляем ходатайство для рассмотрение вопроса о признании несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении на Координационном совете Оршанского райисполкома, после чего начинаем масштабную работу с семьёй во взаимодействии с государственными органами и структурами, чтобы устранить выявленные признаки семейного неблагополучия.

          В случае, если работа с семьёй на протяжении нескольких месяцев является неэффективный, т.е. родители не выполняют рекомендаций специалистов учреждения образования, не выполняют решение Координационного совета, то в этом случае предпринимаются меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего ребёнка: ребёнка временно помещают в детский социальный приют. Родителям дают последнюю возможность исправить положение дел, выполнить все требования и рекомендации. В случае, если родители, либо один из них выполняет все необходимое – ребенка возвращают в семью. Если нет – решается вопрос о лишении родительских прав.

Так в 2021 году в гимназии был отобран один несовершеннолетний ребёнок, а в мае 2023 двое детей из такой неблагополучной семьи (один ученик 5 класса, второй – воспитанник детского садика) были помещены в Детский социальный приют и находятся там до сих пор, пока родители не выполнили условия по устранению причин, ставших поводом для изъятия детей из семьи.

          Уважаемые родители, сегодня мы хотим вас предупредить о тех неприятностях, которые могут возникнуть в любой семье в силу различных обстоятельств, но в любой ситуации мы всегда просим вас в первую очередь думать о благополучии ваших детей. Все проблемы, связанные с социальными расследованиями никогда не стоят слез ребенка, на глазах у которого ссорятся или выпивают мама и папа.

 

Что же делать?

- надлежащим образом выполнять свои родительские обязанности

- вести здоровый образ жизни, чтобы быть примером для своих детей (личный пример родителя – самый красноречивый)

- стараться исключить конфликты в семье, научиться договариваться друг с другом без вмешательства правоохранительных органов

- организовать своих детей, проводить время вместе с детьми, быть в курсе их увлечений

- соблюдать законодательство нашей республики 

И тогда в гимназию не будут поступать сигналы о неблагоприятной семейной обстановке.


свернуть

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс