РУС БЕЛ ENG

Материалы за ноябрь 2024

Родительское собрание: «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

(для родителей учащихся XI класса)

1 четверть

В.В. Исаенко,  педагог-психолог ГУО «Гимназия № 1 г. Орши имени Г.В. Семёнова»

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки родителям при взаимодействии с детьми в период выбора ими дальнейшего образовательного маршрута; создание условий для понимания родителями роли семьи в профессиональном самоопределении подростков.

Задачи:

изучить особенности профессионального самоопределения подростков;

развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;

побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Основная часть:

Сегодняшняя встреча посвящена очень важной и актуальной для каждого теме – роль семьи в профессиональном определении подростков.

Эпиграфом выступления я взяла следующие  строки:  Знание того, что хочет ваш ребенок, и понимание того, как ему  помочь  – это ключ к успеху…

  Профессиональное самоопределение представляет огромную важность как для общества в целом, так и для каждой конкретной личности в частности.

Взрослые люди при знакомстве, вслед за именем, называют, как правило, область деятельности, профессию или должность. Даже у маленького ребенка взрослые обычно спрашивают: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»

Восприятие того или иного человека обусловлено сложившимся в обществе стереотипом судить о человеке по его профессии.

Профессия - важный критерий в оценке человека как личности, его удовлетворенности жизнью. Работа дает человеку не только материальные блага, но и возможность проявить себя, свои способности, самореализоваться.

Очень важно правильно выбрать профессию. Любимая работа - важнейшее условие человеческого счастья. Правильно выбранная профессия приносит удовлетворение, обеспечивает успех в работе, быстрый профессиональный рост, делает труд (даже тяжелый) радостным и творческим. Девиз Древнего Рима гласил: «Время, проведённое за любимым делом, Боги не засчитывают в срок жизни». Фактически, выбор профессии – это выбор человеком своей судьбы. «Мы творим нашу собственную жизнь. И называем её судьбой» отмечал британский государственный и политический деятель XIX века Бенджамин Дизраэли. 

Формирование профессиональных намерений школьников проходит в несколько этапов. Первый этап (1-6 классы) - это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представление о мире профессий, знакомых ученикам по названиям и каким-то внешним признакам. Второй этап (7-9 классы) называется состоянием профессионального самоопределения и здесь ученик должен решить для себя задачу выбора будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов. Поэтому задумываться о выборе профессии стоит уже сегодня не только учащимся 10-11 классов, но и 7-8-миклассникам.  В настоящее время проблема профессионального выбора встала особенно остро перед учащимися 11-х классов, а также 9-х классов.  Девятиклассникам необходимо быть готовыми к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания гимназии. Данный выбор  -  уже первичное профессиональное самоопределение. К моменту окончания гимназии ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности предполагает в этом случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в работе, в будущей семейной жизни. Поэтому в период обучения в 11-м классе ребятам необходимо окончательно определиться с выбором дальнейшего образовательного маршрута и предполагаемой профессией в будущем.

Следует отметить сложность выбора профессии на всех этапах самоопределения. И это связано, как с объективными, так и субъективными причинами:

  • На сегодняшний день существует примерно 40 тысяч профессий и специальностей и это вызывает высокую неопределенность ситуации.
  • Неоднозначность увеличивает то, что при выборе профессии приходится учитывать множество разнообразных факторов: личностные особенности, требования профессии, рынок труда.
  • Ошибочность решения обнаруживается не сразу. Могут пройти годы, прежде чем человек поймет, что потерял много времени на приобретение неподходящей профессии.
  • Не все знают, как действовать для наилучшего решения задачи выбора профессии, допуская ошибки.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Высказывания подростков показывают, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большее значение, чем рекомендации учителей, сверстников.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя чрезмерную заботу о “выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от “своего” выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них  - не сложилось, не удалось.

Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить “назло” родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: “Пусть все решает сам” и “Что он без меня решит” - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

  • Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
  • Умение сотрудничать в достижении общей цели;
  • Общаться с детьми нестандартно, естественно;
  • Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;
  • Умение требовать, поощрять и наказывать.

Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?”, как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?”.

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:

1 из них - недостаточная информированность о профессиях.

2- незнание себя

3 - незнание самих правил выбора профессий

Подростки недостаточно обладают информацией о содержании профессии. Хотят быть экономистами, но дальше фразы “экономист занимается экономическим анализом” их представления об этой профессии не идут. Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается.

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком с этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

Возникает закономерный вопрос: Где же найти достоверную информацию о профессиях? На современном этапе, благодаря доступности интернета стало возможным быстро найти нужные информационные ресурсы. Хочу посоветовать Вам воспользоваться сайтами Государственной службы занятости (https://gsz.gov.by/), Министерства труда и социальной защиты населения (https://mintrud.gov.by/ru), сайтами учреждений образования РБ – ВУЗов и ССУЗов. Удобным в использовании в целях профориентационной диагностики является сайт Кабинет профориентации Г.Резапкиной (https://metodkabi.net.ru/). Конечно, информативным является и сайт нашей гимназии (https://gimn1.goroo-orsha.by), где в разделе «Профориентация» размещается информация об учебных заведения РБ, о том, какие экзамены и ЦТ необходимо сдавать при поступлении в них, о востребованных на рынке труда Беларуси профессиях, советы учащимся и родителям по выбору профессии. Удобными в использовании для выпускников являются сайты: https://kudapostupat.by, https://www.abiturient.by. Здесь легко найти каталог ВУЗов и ССУЗов, порядок приёма в различные учебные заведения, каталог специальностей и квалификаций.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

  • Сложности с трудоустройством;
  • Длительное время профессиональной подготовки;
  • Трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
  • Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда или он может работать на будущее);
  • Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.

Разобраться в себе, свои личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения “болячки”. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

С нашей стороны в третьей четверти для учащихся 9-х классов проводится комплексная профориентационная диагностика с выходом на рекомендуемые профили обучения. На протяжении учебного года ребята посещают факультатив «Профессия моей мечты», где не только получают информацию о важных составляющих выбора профессии, но и занимаются самодиагностикой различных сторон личности. С учащимися 10-х классов проводятся профориентационные занятия по программе «Время выбирать». Для учащихся 11-х классов проводится компьютерная профориентационная диагностика.

     Профориентационную работу в гимназии осуществляет весь педагогический коллектив, педагог-психолог, педагог социальный, администрация, школьный библиотекарь.

   Классные руководители проводят классные и информационные часы, посвящённые теме профориентации. На таких занятиях педагоги дают информацию о различных профессиях, дают советы по выбору профессиональной направленности.

Проводимые в гимназии праздничные мероприятия «С Днём учителя», «С Днём кадета», «День семьи», «Праздник микрорайона» тоже имеют профориентационную направленность.

   Для учащихся школ и гимназий Оршанского района организуются встречи с представителями различных учебных заведений. Ежегодно более 100 гимназистов имеют возможность услышать информацию об интересующем его учебном заведении от педагогов ВУЗов и ССУЗов республики, задать им вопросы, получить на них ответы. В прошлом учебном году таких встреч было 9. На них побывало 143 ученика 9-11 классов. Это были представители Академия ветеринарной медицины, Академии МВД Республики Беларусь, ВГУ им. П.М.Машерова, БГУ информатики и радиоэлектроники, Института пограничной службы Республики Беларусь, Белорусского национального технического университета, Горецкой сельхозакадемии и др. Кроме этого на базе гимназии были организованы встречи с врачами, работниками следственного отдела, МВД, представителями БПС банка, военными. Учащиеся гимназии в составе группы учащихся Оршанского района побывали на экскурсии в Парке высоких технологий.

   С целью знакомства с профессиями и предприятиями города, в рамках подготовки к КТД, в прошлом и  нынешнем учебном году для учащихся гимназии были организованы  профессиографические экскурсии. Гимназисты посетили 8 заводов и  предприятий Оршанского района (завод «Красный борец», фирму «Свитанак», предприятие «Нить», «Оршанскую фабрику художественных изделий», депо им. Заслонова, Оршанский сырзавод, Оршанскую ТЭЦ, следственный отдел). Всего на предприятиях г.Орши в прошлом учебном году побывало 123 ученика гимназии, в этом – 61 ученик. По итогам данных экскурсий учащиеся составили презентации, которые переданы в гимназический  музей Трудовой славы, выступили перед учениками других классов с целью рекламы профессий и обменом информацией.

   На тему «В мире профессий» наши ребята готовят агитбригады, рисуют рисунки, выпускают стенгазеты, инсценируют сказки.

Профориентационная работа, проводимая в гимназии, освещается газетой «Гимназический бриз» и телевидением «Наше ТВ», на сайте гимназии.

     В фойе гимназии имеется стенд  «В помощь абитуриенту», на нём размещается информация о различных учебных заведениях республики, о наиболее востребованных профессиях, о правилах поступления в различные учебные заведения страны, о расписании репетиционного и централизованного тестирования.

     В гимназии для учащихся 10-11 классов организовано мультипрофильное обучение. Выбор профильных предметов также способствует получению более качественного образования, необходимого для поступления в высшие и средне-специальные учебные заведения, для приобретения желаемой профессии.

    Как вы поняли, педагоги гимназии делают всё возможное, чтобы оказать помощь и поддержку учащимся при выборе профессии. Однако главными советчиками и помощниками в этом деле должны стать вы, родители.

3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий

Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о радужной стороне профессий, но и о теневой. Например, многие учащиеся считают одной из самых перспективных профессию предпринимателя. Ребята рисуют себе образ успешного бизнесмена, который мало работает и при этом много зарабатывает, забывая о подводных камнях предпринимательства – необходимости значительных первоначальных вложений, большого ежедневного и ежечасного труда, внимания к работе, знаний в сфере экономики и предпринимательской деятельности, налогообложения, рынка услуг и товаров, бухгалтерии и др.

Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или места работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Распространенная ошибка как школьника, так и их родителей – автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную девятку или десятку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить химию и биологию, и совсем другое – быть врачом. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Это некоторые распространенные ошибки при выборе профессии, знания их убережет от многих случайностей.

Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить личный профессиональный план. Возможно, этот план не будет реальным проектом, но важно, что подросток продумал сделанный им выбор вовремя. Такой план должен включать в себя следующие пункты:

  1. Моя профессия в отдаленной перспективе.
  2. Возможный профиль обучения после девятого класса.
  3. Первое образовательное учреждение вне гимназии.
  4. Возможный альтернативный вариант обучения (образовательного учреждения).
  5. Возможные виды профессий после получения профессионального образования.
  6. Вариант возможного второго профессионального образования (учебные заведения и возможные виды профессий).
  7. Варианты профессионального (карьерного) роста.

Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваш ребёнок начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решение. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование возможно придется не раз!

Задача взрослого – помочь подростку взрослеть, быть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым, и подросткам нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

Желаем вам терпения, выдержки и удачного поступления детей в те учебные заведения, которые выбрали. Благодарю Вас за внимание. Всего доброго, желаю вам удачи!

свернуть

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс