Цель: повышение качества образования по русскому языку и литературе на основе реализации современных подходов к обучению на базовом и профильном уровне
Задачи:
Создать условия для совершенствования компетенций педагогов в вопросах, связанных с современными подходами к обучению русскому языку на базовом и профильном уровне
Стимулировать исследовательскую деятельность педагогов;
Совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов, с выходом на повышение квалификации, обобщение и презентацию своего опыта, развитие профессионально-личностных компетенций.
Повышать компетентность педагогов гимназии в вопросах создания развивающей среды для высокомотивированных учащихся через самообразование, методическую работу, использование форм индивидуальной работы с высокомотивированными учащимися на уроке, факультативных занятий, эффективных современных технологий, которые позволяют развивать творческое мышление, умения, навыки в процессе активной самостоятельной деятельности учащихся
Использовать информационно-коммуникативных технологии и ЭСО для повышения эффективности образовательного процесса, продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;
Создавать методические материалы, имеющие практическое значение и позволяющие решать задачи повышения качества образования в гимназии через исследовательскую работу методического объединения, качественно улучшать подготовку и проведение Недель русского языка и литературы.
Систематизировать и завершить работу по созданию методических материалов по теме самообразования
Заседание 1(август)
Тема. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году
Форма проведения. Инструктивно- методическое совещание.
Цели. 1) изучение инструктивно-методического письма Министерства образования в 2023/2024 учебном году;
2) анализ работы учителей МО в 2022/2023 учебном году.
Задачи .
Изучить методические рекомендации по изучению русского языка в условиях мультипрофильного обучения в учреждениях образования на 2 и 3 ступенях образования;
Проанализировать особенности содержания учебной программы по русскому языку для 9, 10-11 классов на повышенном и базовом уровнях уровне;
Проанализировать методическую работу УМО за 2022-2023 учебный год;
Спланировать работу гимназического УМО на 2023- 2024 учебный год
Научно- методический блок:
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2023/2024 учебном году:
– обновленные учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (базовый и повышенный уровень) в русле компетентностного подхода;
– реализация современных дидактических подходов в учебных пособиях по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для VII-VIII классов.
- Допрофильная подготовка и профильное обучение:
– учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»;
– особенности организации учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в XI на базовом и повышенном уровнях изучения предмета;
- Результаты учебного процесса по русскому языку за 2023/2024 учебный год: экзамены, контрольные срезы, выступления учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах.
- Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку за 2022-2023 учебный год
Методический продукт: овладение учителями УМО нормативной базой преподавания русского языка и литературы в 2023/2024 учебном году
Литература
Инструктивно- методическое письмо Министерства образования РБ от 23 июля 2023 года
Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи
Заседание 2 (ноябрь)
Тема. Выпускной экзамен по русскому языку на II ступени общего среднего образования по учебному предмету «Русский язык» в форме изложения как эффективная проверка уровня овладения учащимися умением пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы с учетом анализа результатов работы предыдущего учебного года; обеспечение освоения учителями нормативного, правового и научно-методического обеспечения учебных предметов «Русский язык», «Русская литература».
Задачи:
осуществлять лингвистический и лингвокультурологический анализы учебного текста по русскому языку и литературе как средства развития коммуникативной, языковой и социально-личностных компетенций учащихся;
формировать у учащихся социально одобряемого, ответственного поведения, уважительного отношения к собеседнику посредством системы заданий и упражнений, используемых на уроках русского языка и литературы; формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе.
Форма проведения: Семинар-практикум
Задачи . Определить значение уроков языка для развития творческих способностей учащихся, определения их профессиональных склонностей.
Проанализировать эффективность использования эффективных форм, методов и приѐмов, направленных на развитие творческих способностей учащихся
Выделить наиболее эффективные приёмы и методы, способствующие формированию предметных компетенций на уроках русского языка и русской литературы
Ожидаемый результат. 1) совершенствование профессиональных навыков педагогов путём обогащения опыта в вопросах, связанных с использованием эффективных приёмов обучения учащихся на уроках русской литературы и русского языка
Научно- методический блок.
Теоретические вопросы.
- Классификация изложений по различным основаниям: обучающие, контрольные, в том числе экзаменационные.(Баранок Е.М.)
- Изложение как способ формирования коммуникативных умений и навыков связной речи; эффективные приемы для анализа текста, определения темы, идеи композиционных и языковых явлений.(Юрченко Т.Г.)
- Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.(Мозолёва Е.В.)
- Использование заданий, направленных на понимание всего текста: каждой его части, выявление причинно-следственных связей и отношений, понимание последовательности изложения событий.(Журавская О.В.)
- Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при написании изложения, и способы их решения.(учителя ШУМО)
- Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку, анализ итогов экзаменационного изложения.
- Анализ непрерывных олимпиад с целью подготовки учащихся к школьным и районным олимпиадам. (Е.В. Мозолёва).
- Анализ изменений в учебных программах. Корректировка КТП с учетом изменений в ИМ документах.
Учебно- методический блок: анализ фрагментов уроков русского языка:
Баранок Е.М. 9 класс
Юрченко Т.Г. 6 класс
Практический блок. Методический ринг
Методический продукт. Алгоритм по организации работы по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку на II ступени общего среднего образования по учебному предмету «Русский язык»;
Литература.
- Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 01.06.2017.
- Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by. – Дата доступа: 01.06.2017. 3. Алексина, И. А.
3.Русский язык. Методика и практика преподавания / И. А. Алексина. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 320 с.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : Педагогика, 5. 2000. – 64 с.
- Богданова, О.Ю., Леонов, С.А. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова и др. – М., 1999. 456 с.
- Баранова, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе
Заседание 3 (январь)
Тема. «Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока русского языка и литературы»
Задачи:
способствовать формированию речевой культуры учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе как средства личностного развития учащегося;
осуществить единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока русского языка и литературы.
Форма проведения: тематический семинар
Теоретический блок:
1.Триединая цель урока (познавательная, воспитательная, развивающая) как основа современного учебного занятия.(Баранок Е.М.)
- Реализация воспитательного потенциала урока литературы и личностного развития учащихся, направленных на метапредметные и предметные результаты: определение воспитательных возможностей учебного материала.(Юрченко Т.Г.).
- Преемственность в реализации воспитательного потенциала и развития личности учащихся учебных и факультативных занятий по русскому языку и литературе (Журавская О.В)
Планирование мероприятий по повышению интереса к книге
Руководство домашним чтением учащихся
- Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
- Планировать проведение недели русского языка и литературы в начале 3 четверти
- Разработать план проведения ежегодного мероприятия «Пусть слово звучит».
Учебно- методический блок
- самоанализ уроков
- взаимопосещение открытых уроков
Баранок Е. М. 5 класс
Юрченко Т.Г. 8 класс
Мозолёва Е.В. 7 класс
Практический блок: анализ фрагментов уроков (все учителя гимназии)
Методический продукт.
Подготовка рекомендаций по вопросам развития и воспитания личности учащихся средствами русского языка и литературы из опыта работы; все педагоги.
Литература.
- Литература. Образовательные технологии: инновации и традиции(сост. Попова Е.Н.)—Волгоград, 2009
- Журнал «Русский язык и литература»-- 2010, №4, 2011-- №4,5
- Александров В.П. Твоя союзница, учитель.—М.: Просвещение, 1989 .
- Алексина, И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания / И. А. Алексина. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 320 с.
- Золотова, Г. А., Онипенко, Н. К., Сидорова, М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова и др. – М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. –544 с. 12.
- Литвинко, Ф. М. Подход к обучению русскому языку как методическая проблема / Ф. М. Литвинко // Русский язык и литература – 2005. – № 7. – С. 3–6.
Заседание 4
Тема. Тема. Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка при подготовке учащихся к единому централизованному экзамену на профильном и допрофильном уровне.
Цель: совершенствование использования педагогами современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка с целью формирования лингвистического мышления учащихся
Задачи:
Проанализировать понятие «антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку» как важное составляющее интеллектуального развития личности.
Акцентировать внимание педагогов на различных формах и методах работы по формированию лингвистических компетенций учащихся в условиях допрофильной подготовки, определить роль текстоцентрического подхода к отбору материалов на уроках русского языка ;
Определить наиболее эффективные приёмы развития лингвистического мышления учащихся 10 -11 классов при изучении русского языка на профильном уровне
Ожидаемый результат. Повышение профессиональных умений педагогов в реализации современных подходов к преподаванию русского языка на профильном уровне
Форма проведения: методическая панорама
Структура заседания:
Научно –методический блок .
Теоретические вопросы:
- Антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку: развитие и воспитание, обучение каждого учащегося с учетом перспективы его дальнейшего самообразования; (Юрченко Т.Г.)
- Текстоцентрический подход к отбору содержания обучения русскому языку. (допрофильная подготовка) (Баранок Е.М.)
- Речевая направленность обучения предмету – отличительная особенность учебно-методического комплекса по русскому языку. (Журавская О.В.)
- Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся.(Романова Н.М.)
Учебно- методический блок: просмотр видеоуроков
Методический продукт. Методические рекомендации
Литература:
Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития. // Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2007. / http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/pedagogicheskie/KrivorotovaEV.doc Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. М., 2007. Лидман-Орлова Г.К. Об изучении морфологии на синтаксической основе. // Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. М., 1974. С. 104 120. . Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., 2002. Палей Н.Р. Очерки по методике русского языка. Смоленск, 2005.
Баранова Т.М. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. – 1993. – №3. – С.36 – 38.
Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению // Русский язык. – 2002. – №3. – С. 11 – 15.
Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. – 2003. – №1. – С. 35 – 40.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.
Смирнова О.В. Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся // Русская словесность. – 1998. – №5. – С. 35 – 39.
Черепанова Л.В. Методы и приёмы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981. — 140 с. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М.: ГИХЛ, 1959. — 655 с. Булатбаева К. Н.. Функционально-коммуникативная технология обучения русскому языку в казахской школе. — Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2005. — 350 с. Старченко, Г. Н. Работа с художественным текстом на уроках русского языка / Г. Н. Старченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46588/ (дата обращения: 23.08.2020).
Заседание №5 (июнь)
Тема. Анализ работы УМО за 2023-2024 учебный год
Цель. Подведение итогов работы УМО учителей русского языка и литературы за 2023-2024 учебный год в рамках самообразования. Определение основных направлений работы УМО в 2024-2025 учебном году
Задачи Проанализировать работу учебно-методического объединения учителей русского языка за 2023-2024 учебный год, использование учителями-словесниками информационных технологий на уроках русского языка и литературы;
Определить основные направления в работе на 2024-2025 учебный год
Научно- методический блок
Теоретические вопросы.
- Анализ работы МО в рамках самообразования. (Мозолёва Е.В.)
- Анализ работы МО за 2023-2024 учебный год (Мозолёва Е.В.)
- Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
- Анализ преподавания русского языка в старших классах в условиях профильного обучения.
5.Рекомендации по работе УМО в 2024-2025 учебном году (Иванова Е.А.)