РУС БЕЛ ENG

Учебно-методическое объединение учителей русского языка

Учителя

Председатель учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы  Мозолева Екатерина Владимировна

Мозолева Екатерина Владимировна
    
Педагогический стаж с 1997 года, квалификационная категория - высшая. Подготовила  победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе.
Баранок Елена Михайловна
Изображение
 
Педагогический стаж - с 1987 года, квалификационная категория - первая. Ежегодно готовит победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе.
Юрченко Татьяна Григорьевна
Изображение
  
Педагогический стаж с 1997 года, квалификационная категория - первая. Является руководителем научно-исследовательского общества учащихся. Подготовила победителей районной олимпиады по русскому языку и литературе. Под руководством Татьяны Григорьевны учащиеся гимназии завоевывают дипломы на районных олимпиадах, занимают призовые места в районных конкурсах "Буду звездой".
Журавская Ольга Владимировна
Изображение
 
Педагогический стаж с 2014 года, квалификационная категория - вторая. Подготовила победителей районной олимпиады.
свернуть

План работы учебно-методического объединения учителей русского языка и литературы на 2023—2024 учебный год

Цель: повышение качества образования по русскому языку и литературе на основе реализации современных подходов к обучению на базовом и профильном уровне

Задачи:

Создать  условия для совершенствования компетенций педагогов в вопросах, связанных с современными подходами к обучению русскому языку на базовом и профильном уровне

Стимулировать  исследовательскую деятельность педагогов;

Совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов, с выходом на повышение квалификации, обобщение и презентацию своего опыта, развитие профессионально-личностных компетенций.

Повышать  компетентность  педагогов гимназии в вопросах создания развивающей среды для высокомотивированных учащихся через самообразование, методическую работу, использование форм индивидуальной  работы с высокомотивированными учащимися на уроке, факультативных занятий, эффективных современных технологий, которые позволяют развивать творческое мышление, умения, навыки в процессе активной самостоятельной деятельности учащихся

 Использовать информационно-коммуникативных технологии и ЭСО для повышения эффективности образовательного процесса, продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;

 Создавать методические материалы, имеющие практическое значение и позволяющие решать задачи повышения качества образования в гимназии через исследовательскую работу методического объединения, качественно улучшать подготовку и проведение Недель русского языка и литературы.

Систематизировать и завершить работу по созданию методических материалов по теме самообразования

 

Заседание 1(август)

Тема. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

Форма проведения. Инструктивно- методическое совещание.

Цели. 1) изучение инструктивно-методического письма Министерства   образования в 2023/2024 учебном году;

2) анализ работы учителей МО в 2022/2023 учебном году.

Задачи .

Изучить методические  рекомендации по изучению русского языка в условиях мультипрофильного обучения в учреждениях образования на 2 и 3 ступенях образования;

Проанализировать особенности содержания учебной программы по русскому языку для 9, 10-11 классов на повышенном и базовом уровнях уровне;

Проанализировать методическую работу УМО  за 2022-2023 учебный год;

Спланировать работу гимназического УМО на 2023- 2024 учебный год

Научно- методический блок:

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в 2023/2024 учебном году:

– обновленные учебные программы по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» (базовый и повышенный уровень) в русле компетентностного подхода;

 – реализация современных дидактических подходов в учебных пособиях по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» для VII-VIII классов.

  1. Допрофильная подготовка и профильное обучение:

 – учебно-методическое обеспечение факультативных занятий по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»;

 – особенности организации учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» в XI на базовом и повышенном уровнях изучения предмета;

  1. Результаты учебного процесса по русскому языку за 2023/2024 учебный год: экзамены, контрольные срезы, выступления учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах.
  2. Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку за 2022-2023 учебный год

Методический продукт: овладение учителями УМО нормативной базой преподавания русского языка и литературы в 2023/2024 учебном году

Литература

Инструктивно- методическое письмо Министерства образования РБ от 23 июля  2023 года

Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи

Заседание 2 (ноябрь)

Тема. Выпускной экзамен по русскому языку на II ступени общего среднего образования по учебному предмету «Русский язык» в форме изложения как эффективная проверка уровня овладения учащимися умением пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности

 Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы с учетом анализа результатов работы предыдущего учебного года; обеспечение освоения учителями нормативного, правового и научно-методического обеспечения учебных предметов «Русский язык», «Русская литература».

Задачи:

осуществлять лингвистический и лингвокультурологический анализы учебного текста по русскому языку и литературе как средства развития коммуникативной, языковой и социально-личностных компетенций учащихся;

формировать у учащихся социально одобряемого, ответственного поведения, уважительного отношения к собеседнику посредством системы заданий и упражнений, используемых на уроках русского языка и литературы; формирование читательской грамотности учащихся на учебных и факультативных занятиях по русскому языку и литературе.

Форма проведения: Семинар-практикум

Задачи . Определить значение  уроков языка для развития   творческих способностей учащихся, определения их профессиональных склонностей.

Проанализировать эффективность использования эффективных форм, методов и приѐмов, направленных на развитие творческих способностей учащихся

Выделить наиболее эффективные приёмы и методы, способствующие формированию предметных компетенций на уроках русского языка и русской литературы

Ожидаемый результат. 1) совершенствование профессиональных навыков педагогов  путём обогащения  опыта в вопросах, связанных с использованием эффективных приёмов  обучения учащихся на уроках русской литературы и русского языка

Научно- методический блок.

Теоретические вопросы.      

  1. Классификация изложений по различным основаниям: обучающие, контрольные, в том числе экзаменационные.(Баранок Е.М.)
  2. Изложение как способ формирования коммуникативных умений и навыков связной речи; эффективные приемы для анализа текста, определения темы, идеи композиционных и языковых явлений.(Юрченко Т.Г.)
  3. Современные подходы к работе над изложением при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.(Мозолёва Е.В.)
  4. Использование заданий, направленных на понимание всего текста: каждой его части, выявление причинно-следственных связей и отношений, понимание последовательности изложения событий.(Журавская О.В.)
  5. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при написании изложения, и способы их решения.(учителя ШУМО)
  6. Анализ итогов централизованного экзамена по русскому языку, анализ итогов экзаменационного изложения.
  7. Анализ непрерывных олимпиад с целью подготовки учащихся  к школьным и районным олимпиадам. (Е.В. Мозолёва). 
  8. Анализ изменений в учебных программах. Корректировка КТП с учетом изменений в ИМ документах.

Учебно- методический блок: анализ фрагментов уроков русского языка:

Баранок Е.М. 9 класс

Юрченко Т.Г. 6 класс

Практический блок. Методический ринг

Методический продукт. Алгоритм по организации работы по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку на II ступени общего среднего образования по учебному предмету «Русский язык»;

Литература.

  1. Национальный образовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.adu.by. – Дата доступа: 01.06.2017.
  2. Портал Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by. – Дата доступа: 01.06.2017. 3. Алексина, И. А.

3.Русский язык. Методика и практика преподавания / И. А. Алексина. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 320 с.

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : Педагогика, 5. 2000. – 64 с.
  2. Богданова, О.Ю., Леонов, С.А. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова и др. – М., 1999. 456 с.
  3. Баранова, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе

Заседание 3 (январь)

Тема. «Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока русского языка и литературы»

Задачи:

способствовать формированию речевой культуры учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе как средства личностного развития учащегося;

осуществить единство воспитательных, обучающих и развивающих задач как обязательное требование к проектированию и проведению современного урока русского языка и литературы.

 Форма проведения: тематический семинар

Теоретический блок:

1.Триединая цель урока (познавательная, воспитательная, развивающая) как основа современного учебного занятия.(Баранок Е.М.)

  1. Реализация воспитательного потенциала урока литературы и личностного развития учащихся, направленных на метапредметные и предметные результаты: определение воспитательных возможностей учебного материала.(Юрченко Т.Г.).
  2. Преемственность в реализации воспитательного потенциала и развития личности учащихся учебных и факультативных занятий по русскому языку и литературе (Журавская О.В)

Планирование мероприятий по повышению интереса к книге

Руководство домашним чтением учащихся

  • Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
  • Планировать проведение недели русского языка и литературы в начале 3 четверти
  • Разработать план проведения ежегодного мероприятия «Пусть слово звучит».

Учебно- методический блок

  • самоанализ уроков
  • взаимопосещение открытых уроков

Баранок Е. М. 5 класс

Юрченко Т.Г. 8 класс

Мозолёва Е.В. 7 класс

 Практический блок: анализ фрагментов уроков (все учителя гимназии)

Методический продукт.

Подготовка рекомендаций по вопросам развития и воспитания личности учащихся средствами русского языка и литературы из опыта работы; все педагоги.

Литература.

  • Литература. Образовательные технологии: инновации и традиции(сост. Попова Е.Н.)—Волгоград, 2009
  • Журнал «Русский язык и литература»-- 2010, №4, 2011-- №4,5
  • Александров В.П. Твоя союзница, учитель.—М.: Просвещение, 1989 .
  • Алексина, И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания / И. А. Алексина. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 320 с.
  • Золотова, Г. А., Онипенко, Н. К., Сидорова, М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова и др. – М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. –544 с. 12.
  • Литвинко, Ф. М. Подход к обучению русскому языку как методическая проблема / Ф. М. Литвинко // Русский язык и литература – 2005. – № 7. – С. 3–6.

Заседание 4

Тема. Тема. Реализация современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка при подготовке учащихся к единому централизованному экзамену на профильном и допрофильном уровне.

Цель: совершенствование использования педагогами современных дидактических подходов в практике преподавания русского языка с целью   формирования лингвистического мышления учащихся

Задачи:

Проанализировать  понятие «антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку» как важное составляющее интеллектуального развития личности. 

Акцентировать внимание педагогов на различных  формах и методах  работы по формированию лингвистических компетенций учащихся в условиях  допрофильной подготовки, определить роль текстоцентрического  подхода к отбору материалов   на уроках русского языка ;

Определить наиболее эффективные приёмы развития лингвистического мышления учащихся 10 -11 классов при изучении русского языка на профильном уровне

Ожидаемый результат. Повышение профессиональных умений педагогов в реализации современных подходов к преподаванию русского языка на профильном уровне

Форма проведения: методическая панорама

Структура заседания:

Научно –методический блок .

Теоретические вопросы:

  • Антропоцентрическая стратегия обучения русскому языку: развитие и воспитание, обучение каждого учащегося с учетом перспективы его дальнейшего самообразования; (Юрченко Т.Г.)
  • Текстоцентрический подход к отбору содержания обучения русскому языку. (допрофильная подготовка) (Баранок Е.М.)
  • Речевая направленность обучения предмету – отличительная особенность учебно-методического комплекса по русскому языку. (Журавская О.В.)
  • Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся.(Романова Н.М.)

Учебно- методический блок: просмотр видеоуроков

Методический продукт.  Методические рекомендации

 

Литература:

Криворотова Э.В. Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития. // Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2007. / http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/pedagogicheskie/KrivorotovaEV.doc  Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. М., 2007.   Лидман-Орлова Г.К. Об изучении морфологии на синтаксической основе. // Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. М., 1974. С. 104 120. . Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., 2002.   Палей Н.Р. Очерки по методике русского языка. Смоленск, 2005. 

Баранова Т.М. Выбор упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. – 1993. – №3. – С.36 – 38.

Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению // Русский язык. – 2002. – №3. – С. 11 – 15.

Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. – 2003. – №1. – С. 35 – 40.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык: пунктуация и орфография. – М.: Айрис, 2003. – 384 с.

Смирнова О.В. Использование логических опорных схем как средство развития языковой компетенции учащихся // Русская словесность. – 1998. – №5. – С. 35 – 39.

Черепанова Л.В. Методы и приёмы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981. — 140 с. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М.: ГИХЛ, 1959. — 655 с. Булатбаева К. Н.. Функционально-коммуникативная технология обучения русскому языку в казахской школе. — Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2005. — 350 с. Старченко, Г. Н. Работа с художественным текстом на уроках русского языка / Г. Н. Старченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46588/ (дата обращения: 23.08.2020).

Заседание №5 (июнь)

Тема. Анализ работы УМО за 2023-2024 учебный год

Цель. Подведение итогов работы УМО учителей русского языка и литературы за 2023-2024 учебный год в рамках самообразования. Определение основных направлений работы УМО в 2024-2025 учебном году

Задачи   Проанализировать работу учебно-методического объединения учителей русского языка за 2023-2024 учебный год, использование учителями-словесниками информационных технологий на уроках русского языка и литературы;

              Определить основные направления в работе на 2024-2025 учебный год            

Научно- методический блок

Теоретические вопросы.

  1. Анализ работы МО в рамках самообразования. (Мозолёва Е.В.)
  2. Анализ работы МО за 2023-2024 учебный год (Мозолёва Е.В.)
  3. Анализ успеваемости учащихся за прошедшую четверть по предметам русский язык и литература.
  4. Анализ преподавания русского языка в старших классах в условиях профильного обучения.

 5.Рекомендации по работе УМО в 2024-2025 учебном году (Иванова Е.А.)

свернуть

Факультативные занятия по русскому языку

Класс

Название факультатива

Учитель

5

Кладовая слов русского языка

Баранок Е.М.

6

Погружаемся в интересный мир правописания и образования слов

Мозолёва Е.В.

Поэтические гимны морфологии

Юрченко Т.Г.

От значения к написанию

Баранок Е.М.

Мозолёва Е.В.

Секреты синтаксиса и пунктуации

Юрченко Т.Г.

10- 11

Функциональные стили речи

Мозолева Е.В.

свернуть

Победители олимпиад и конкурсов

 

Поздравляем победителей 1 этапа республиканской олимпиады по русскому языку

9 класс
 

Долгая Софья

Моисеенко Виктория

Мозолёва Евгения

Павлова Алиса

Вислогузова Анастасия

 

10 класс

Бугай Станислав

Потелина Ульяна

Напреенко Олеся

 

11 класс

Лутай Варвара

Костюков Алексей

Середа Анна

Горностаева Ольга

Мирошниченко Арина

Пынькина Ульяна

 

Ребята, желаем вам достойно представить гимназию на районном  этапе Республиканской олимпиады !!!
 
 
свернуть

Новости