РУС БЕЛ ENG

Вебинар "Пути и способы формирования читательской грамотности учащихся"

Презентация

Текст для чтения

Пути и способы формирования читательской грамотности

В 2018 году Республика Беларусь впервые присоединилась к международному исследованию по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Среди 79-ти стран участников белорусские школьники показали неплохой результат: выше середины в первой половине общемирового рейтинга. В 2021г Беларусь вновь примет участие в исследовании. 

   В рамках исследования оцениваются способности обучающихся использовать приобретенные к моменту окончания базовой школы знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (функциональная грамотность).

Читательская грамотность — один из компонентов функциональной грамотности учащихся. Она предполагает целый ряд умений (читательских действий): находить нужную информацию в тексте, извлекать ее, интерпретировать, оценивать и использовать для решения.

В исследовании PISA в данной концепции выделено 4 группы читательских действий. Описание первых трёх групп основывается на подходах, представленных в работе Галины Анатольевны Цукерман. К трем зафиксированным в PISA добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач. Необходимость выделения данной группы связана с тем, что при увеличении объема работы с информационными текстами, основная цель чтения которых и заключается в получении информации для её использования, более востребованными становятся именно читательские умения, обеспечивающие связь полученной информации с жизнью читателя. При чтении художественных текстов данные читательские действия также актуальны.

Рассмотрим подробнее 4 группы читательских действий и умений.

1 группа.

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста

   Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Чтобы найти в тексте один или несколько фрагментов информации, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.  Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также указано – что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определённого вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Ещё раз подчеркнём – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. 

Читательские умения, которыми должны овладеть учащиеся, выполняющие читательские действия, относящиеся к 1 группе

  1. Находить и извлекать информацию 

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) 

1.2  Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 

1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста 

1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста 

1.3. Определять наличие/отсутствие информации 

2 группа.

Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста

        Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст.     Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения о предшествующем событии.  В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.  В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. 

Читательские умения, которыми должны овладеть учащиеся, выполняющие читательские действия, относящиеся ко 2 группе

  1. Интегрировать и интерпретировать информацию 

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 

2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) 

2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

 2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент –  контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

 2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

 2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев

 2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) 

3 группа.

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста

    Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению. 

    Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко в вопросе не содержится дополнительная информация, но читатель сам, на основе собственного опыта, понимает необходимость привлечения дополнительных знаний. Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу формы текста в целом и уместности отдельных его элементов для реализации авторского замысла. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Например, важно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию. Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или, например, его отношение к герою повествования.  Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.   

Читательские умения, которыми должны овладеть учащиеся, выполняющие читательские действия, относящиеся к 3 группе

  1. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста 

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора 

3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов 

3.3 Понимать назначение структурной единицы текста 

3.4 Оценивать полноту, достоверность информации 

3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах 

3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте 

4 группа

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

    Данная группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Кроме того, данная группа предполагает активную работу читателя по прогнозированию событий, дальнейшего развития процесса, последующих результатов эксперимента на основе информации текста.   

Читательские умения, которыми должны овладеть учащиеся, выполняющие читательские действия, относящиеся к 4 группе

  1. Использовать информацию из текста  

4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.)  без привлечения фоновых знаний  

4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний  

4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу 

4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста 

4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) 

4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью. 

Владея данной информацией учитель начальных классов на любом учебном занятии может создавать условия для формирования читательской грамотности учащихся, обеспечивая тем самым не только успешное участие школьников в исследованиях PISA, но и приобретение умения работать с разными формами информации.

  Как отметила Гинчук Валентина Васильевна, директор Национального института образования, кандидат педагогических наук: «На читательскую грамотность учащихся работают не только филологи, она формируется при изучении истории, биологии, математики, физики, химии… Под текстом, что принципиально важно, понимается в том числе и график, и диаграмма, и таблица, которые тоже нужно уметь прочитать. И сегодня немало делается, чтобы научить школьников этим умениям. Например, новые учебники, которые внедряются с 2015 года, обязательно включают задания по формированию читательской грамотности. По всем учебным предметам для 1—9-х классов изданы пособия для учителей (серия «Компетентностный подход»), направленные на то, чтобы научить работать с разными формами информации

   

  

Список используемых источников

  1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникацияМ.: Академия, 2003. – 128с
  2. Ковалёва Г.С. Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA – 2000. М.: Логос, 2004. Часть 1. Грамотность чтения. Часть 2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе [Электронный ресурс]. URL: https//rus.1September.ru/article.php?ID=200501401 (дата обращения 01.11.2021г).
  3. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению// Центр оценки качества образования [Электронный ресурс] . URL: https//www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub (дата обращения 01.11.2021г).
свернуть

Аудиозапись текста

Тест

свернуть