ЦЕЛЬ: обеспечение повышения качества образования через развитие функциональной грамотности учащихся, самореализацию и самоопределение учащихся посредством реализации практико-ориентированного подхода в обучении предметам естественно-исторического направления.
Задачи:
- повысить качество образования через формирование у учащихся способности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений;
- развивать профессионально-личностную компетентность педагогов по расширению возможностей для самореализации и самоопределения учащихся через реализацию практико-ориентированного подхода в обучении;
- организовать проектную деятельность учащихся с целью раскрытия их творческого потенциала;
- профориентация учащихся средствами учебной и внеучебной деятельности по истории, обществоведению, химии, биологии и географии;
- качественно совершенствовать работу с высокомотивированными и способными учащимися с целью достижения более высокого уровня результативности в олимпиадном движении на районном, областном и республиканском уровнях, через повышение эффективности индивидуальной работы, широкое вовлечение учащихся в участие в непрерывных и дистанционных олимпиадах, через системную организацию допрофильной и профильной подготовки, внеклассной работы по предметам;
- пополнять предметные кабинеты методическими и дидактическими материалами по организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися;
- обеспечить качественную подготовку учащихся к конференциям, конкурсам различного уровня (особенно по химии и биологии); особое внимание уделить работе с учащимися 10-11 классов;
- разрабатывать и систематизировать учителями УМО дидактических и методических материалов по повышению качества знаний и развитию личностного потенциала учащихся через исследовательскую работу УМО «Внедрение в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий, методов и приемов формирования информационной грамотности учащихся»;
- совершенствовать самообразовательную деятельность педагогов, с выходом на обобщение и презентацию своего опыта, развитие профессионально-личностных компетенций, расширение практики трансляции своего опыта учителями УМО через участие в педагогических конкурсах и НПК различного уровня, через печатные и электронные СМИ, сайт гимназии, работу виртуальных кабинетов и блогов, активное участие в конкурсе педагогического мастерства «Педагогический Олимп»;
- организовать и методически обеспечивать образовательный процесс по новым учебным пособиям: 6 класс – «Всемирная история», «История Беларуси», 8 класс – «Биология», 7 класс – «Химия», «География», обновленным учебным программам, а так же с учетом рекомендаций по результатам РКР по истории Беларуси в 10 и 11 классах; подготовку к выпускному экзамену по истории Беларуси в 9 классе, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам, НИКО в 10 классе, РКР по истории Беларуси в 11 классе.
Заседание No1
Дата: 28 августа 2023 г.
Тема: Основные задачи, стоящие перед УМО в новом учебном году по повышению качества образования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Цель: Создание условий для самообразования, саморазвития педагогов, роста их профессионального мастерства и творческого потенциала.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Структура заседания:
1.Избрание секретаря учебно-методического объединения.
Педагоги УМО
2.Изучение и пополнение банка нормативно-правовой базы работы учителей естествознания и истории.
Иванова Е.А.
3.Особенности нормативно-правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным предметам: химия, биология, география, история, обществоведение, «Человек и мир». Особенности образовательного процесса по новым учебным пособиям: 6 класс – «Всемирная история», «История Беларуси», 7 класс – «География», «Химия», 8 класс - «Биология»; обновленным учебным программам.
Педагоги УМО
4.Итоги государственного экзамена по истории Беларуси в 9 классе, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам естественно-исторической направленности.
Семёнова Е.Г.
5.Организация подготовки к экзамену по истории Беларуси в 9 классе, НИКО в 10 классе, РКР по истории Беларуси в 11 классе, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам.
Педагоги УМО
6. Организация исследовательской деятельности УМО.
Семёнова Е.Г.
7. Обновление банка данных тем самообразования.
Педагоги УМО
8. Планирование работы с высокомотивированными учащимися.
Педагоги УМО
9. Организация и проведение предметных недель.
Педагоги УМО
10. Проведение недели истории, обществоведения и географии в 1 четверти 2023/2024 учебного года.
Гайдук Т.Л., Семёнова Е.Г., Смирнов Б.А., Кузьменко А.А.
11. Организация и проведение непрерывных гимназических олимпиад.
Семёнова Е.Г.
12. Организация исследовательской деятельности учащихся.
Семёнова Е.Г.
13. Тематика и задачи УМО на новый учебный год.
Семёнова Е.Г.
14. Организация работы по представлению опыта работы учителей УМО через участие в педагогических конкурсах различного уровня, печатные и электронные СМИ, сайт гимназии, виртуальные кабинеты и блоги.
Педагоги УМО
Ожидаемый результат:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах методики преподавания своего предмета.
- Повышение профессионально-личностной компетентности педагогов в вопросах создания креативной образовательной среды, использование современных подходов к развитию мыслительной деятельности учащихся.
Литература:
1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (31.07.2023).
2.
Рекомендации по итогам изучения качества образования в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году.
3.Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (21.08.2023).
Заседание No2
Дата: ноябрь 2023 г.
Тема: Развитие и воспитание личности учащихся через самостоятельную и творческую работу.
Цель: Создание условий для овладения педагогами современными образовательными технологиями, содействующими формированию у учащихся способности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.
Структура заседания:
Научно-методический блок
1. Формирование функциональной грамотности (4К-компетенций) учащихся средствами учебных предметов.
Семёнова Е.Г.
2. Организация проектной деятельности учащихся как условие раскрытия их творческого потенциала.
Кузьменко А.А.
Учебно-методический блок
1. Организация деятельности учащихся в учебное и внеучебное время, направленной на формирование у учащихся читательской и финансовой грамотности, глобальных компетенций у учащихся (из практики работы).
Гайдук Т.Л.
2. Анализ качества знаний за 1 четверть.
Семёнова Е.Г.
3. Анализ итогов 1 этапа непрерывных олимпиад по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
4. Анализ проведения предметной недели, истории, обществоведения, географии.
Гайдук Т.Л., Семёнова Е.Г., Смирнов Б.А., Кузьменко А.А.
5.Организация исследовательской работы с учащимися и участия в конференциях и конкурсах различного уровня.
Все педагоги
Практический блок
1.Проведение открытых учебных занятий
2.Разработка заданий, направленных на формирование у учащихся функциональной грамотности.
Методический продукт:
Методические рекомендации по организации и проведению учебного и факультативного занятия, внеурочного мероприятия, содействующего формированию у учащихся способности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Литература:
- Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е. А. Вохменцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/.
- Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации. - URL: https://vbudushee.ru/library/kompetentsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na-uroke-prakticheskie-rekomendatsii/.
- Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новомсложном мире / Е. Лошкарева [и др.] // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/ docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf.
- Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра: предвар. выводы междунар. докл. о тенденциях трансформации шк. образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (19)).
Заседание No3
Дата: декабрь 2023 г.
Тема: Реализация практико-ориентированного подхода при изучении учебных предметов.
Цель: Развивать профессионально-личностную компетентность педагогов по расширению возможностей для самореализации и самоопределения учащихся через реализацию практико-ориентированного подхода в обучении.
Форма проведения: Круглый стол, панорама опыта.
Структура заседания:
Научно-методический блок
1. Практико-ориентированный подход в обучении: сущность, содержание, принципы.
Музок Е.С.
2. Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении истории и обществоведению.
Смирнов Б.А.
3.использование на учебных занятиях фрагментов документальных фильмов, кинофильмов и приемов работы с ними.
Семёнова Е.Г.
Учебно-методический блок
1. Учебные практико-ориентированные задания по химии, биологии (из практики работы).
Бусель В.М., Червякова Е.С.
2. Анализ качества знаний за 2 четверть.
Семёнова Е.Г.
3. Анализ итогов 2 этапа непрерывных олимпиад по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
4. Анализ 1 этапа Республиканской олимпиады по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
5. Участие в конкурсе «Педагогический олимп».
Все учителя
Практический блок
1.Проведение открытых учебных занятий
2.Проектирование этапа учебного занятия с использованием современных технологий и инструментов практико-ориентированного подхода в обучении.
Методический продукт:
Методические рекомендации по организации практико-ориентированного обучения.
Литература: 1. Абрамова, Н. С. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентированного подхода / Н. С. Абрамова, О. И. Ваганова, Ж. В. Смирнова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 13-15.
- Алюнова, Т. И. О реализации компетентностного подхода в системе практико-ориентированного обучения / Т. И. Алюнова // Управление социальными инновациями : сборник научных статей. - 2019. - С. 16-24.
- Маслова, Н. В. Перспективы развития практико-ориентированного подхода в системе образования / Н. В. Маслова, Ю. В. Попова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 64-66.
- Сорова Т. Практико-ориентированные методы обучения. - URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/praktikoorientirovannye_metody_obucheniya/.
Заседание No 4
Дата: март 2024 г.
Тема: Профориентация учащихся средствами учебной и внеучебной деятельности по истории, обществоведению, химии, биологии и географии.
Цель: Способствовать формированию у педагогов профессиональных компетенций, которые дают возможность создавать условия для развития индивидуальных способностей учащихся.
Форма проведения: семинар-практикум.
Структура заседания:
Научно-методический блок
- Профессиональная ориентация через учебный предмет - одно из ведущих направлений профориентации обучающихся.
Семёнова Е.Г.
- Профориентационный потенциал уроков истории и обществоведения.
Смирнов Б.А.
- Педагогические технологии и методики работы на уроках биологии и химии с учащимися в области профессиональной ориентации.
Учебно-методический блок
- Эффективные методы и приемы для формирования профессионального самоопределения на разных этапах учебного или факультативного занятия (из опыта работы).
Кузьменко А.А., Бусель В.М.,Червякова Е.С., Музок Е.С., Гайдук Т.Л.
- Анализ качества знаний за третью четверть.
Семёнова Е.Г.
- Анализ итогов 3 этапа непрерывных олимпиад по учебным предметам.
Семёнова Е.Г.
- Проведение недели биологии и химии.
Червякова Е.С., Музок Е.С., Бусель В.М.
- Организация повторения в рамках подготовки к РКР по истории Беларуси в 11 классе, ЦЭ и ЦТ по учебным предметам.
- Задания для третьего вопроса экзаменационных билетов (практическая часть) для проведения обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
Семёнова Е.Г.
Практический блок
1.Открытое учебное или факультативное занятие с методами и приемами, направленными на профориентацию учащихся.
Методический продукт:
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в образовательном процессе на основе современных подходов.
Литература:
1. Климов Е.А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 2005.-241с.
2. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие [Текст]/М.Ю. Савченко. М.: Вако, 2005