РУС БЕЛ ENG

Безопасный интернет

Какие опасности могут вас подстерегать в Интернете

Все пользуются Интернетом. Но Интернет – это не только развлечения. Какие могут вас подстерегать опасности в Интернете.

Чтобы сохранить деньги родителей нельзя передавать кому бы то ни было в сети личные данные.

  1. НАПРИМЕР. Вконтакте переписывались девочки, хотели помочь приюту для животных. Одна по просьбе другой передала данные фотографии маминой карты с двух сторон.

Чтобы защитить свои деньги от расчетов в сети, нельзя никому передавать данные карты с оборотной стороны, и на всякий случай, подключить услугу 3-D Secure.

  1. Используя телефон родителей никому нельзя передавать цифры из смс и устанавливать приложения, даже если они предлагают сохранить деньги от других мошенников.

НАПРИМЕР. Девочка 10 лет в Витебске ответила на звонок в мессенджере и согласилась на предложение помочь маме сохранить деньги. Она передала личный номер из паспорта и цифры из СМС. В итоге мошенники смогли оформить на маму кредит и теперь семья его выплачивает.

  1. Нужно сохранять в тайне свои личные данные для игр.

НАПРИМЕР. В Полоцке мальчик играл в Танки. Другой игрок предложил ему прокачать оружие, передав доступ к аккаунту. После передачи доступа второму игроку, в аккаунте был изменен пароль и привязан другой номер телефона, а мальчик потерял свои достижения в игре.

Такие деяния влекут за собой уголовную ответственность.

 

  1. Нельзя использовать чужую банковскую карту.

НАПРИМЕР.Так в Орше и Витебске школьники нашли по дороге в школу утерянную банковскую карту и воспользовались ею в ближайшем магазине –купили вкусняшки и напитки, а также недорогие сувениры.

Такие деяния также влекут уголовную ответственность, с 14 лет.

 

  1. Нельзя использовать чужую банковскую карту, даже в Интернете

НАПРИМЕР.В банкомате мужчина забыл свою банковскую карту. Другой ее обнаружил и сфотографировал с двух сторон, но себе не забрал, а обратно вставил в тот же банкомат. Первый мужчина обнаружил пропажу и вернулся за картой, забрал ее и продолжал пользоваться ей.

Так как данные его карты уже были скомпрометированы вторым мужчиной, через некоторое время он воспользовался данными и совершил оплату в Интернет-магазине с найденной банковской карты.

Действия второго мужчины влекут уголовную ответственность. А вот у первого мужчины если бы была подключена услуга 3-D Secure, он бы был предупрежден об операциях по его карте в Интернете и смог бы остановить оплату.

Нельзя никому давать фотографировать банковскую карту.

Иногда школьники тоже могут использовать детские банковские карты, чтобы никому случайно не передать сведения о карте безопасно рассчитываться телефоном с функцией бесконтактной оплаты.

  1. Пароли в СОЦ СЕТИ. Все смотрят ролики блогеров, они получают за просмотры деньги, это их заработок.

Для того чтобы другие хакеры не завладели деньгами, необходимо соблюдать цифровую гигиену – устанавливать сложные пароли к аккаунтам, использовать отдельную виртуальную карту, привязывать аккаунт к номеру телефона.

Иногда родители могут совершать ошибки в Интернете. Многие привязывают свои зарплатные карты к приложениям такси, доставки пиццы, суши, Вайлдберриз. Иногда, хакеры взламывают приложения и продают данные карты родителей в ДаркНэте. Используйте отдельные виртуальные карты и не храните на них много денег.

Научите родителей использовать в интернете отдельную виртуальную карту и устанавливать услугу 3-D Secure.

  1. НАПРИМЕР. Хакеры взламывают аккаунты в соц сетях, устанавливают сведения о вас, о ваших родителях, бабушках и дедушках, или ваших друзьях, а потом начинают переписываться с вами и шантажировать вас, просят отправить им деньги. Нельзя указывать в Интернете свои реальные данные и данные родителей. Могут даже отомстить за невыполнение требований (заминировать школу).
  2. Киберпреступники могут представляться ровесниками и сами начать общение с детьми, а потом просить отправить им в Интернете ваши личные фотографии, обещая заплатить за это деньги. После получения первых фотографий, просят отправлять все больше и больше фотографий, а потом могут вас заставлять делать опасные вещи или просить деньги родителей, пугая, что покажут эти фотографии одноклассникам или родителям.

Нельзя доверять незнакомцам в соцсети, любой может оказаться преступником.

9 В Интаграмме часто продают недорогие вещи. Нужно тщательно проверять информацию о магазине и оплачивать покупки только после получения на почте.

  1. Нельзя никого оскорблять в соцсети, ответственность за это как и в обычной жизни.
свернуть

Быть хакером - не развлечение, а преступление

Интерактивное пособие для учащихся «Простые правила: делаем интернет безопасным вместе»

Безопасный интернет. Памятки

Профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и подростков

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

  • Увлечённость на стадии освоения.

Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

  • Состояние возможной зависимости.

Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

  • Выраженная зависимость.

Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  • Клиническая зависимость.

Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.

Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.

Компьютерная игра должна:

1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.

Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей:

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.

Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

4. Прививать ребёнку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.

8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.

13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

 

ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ (С.А. КУЛАКОВ)

Ответы даются по 5 – балльной шкале:

 

1 – очень редко

2 – иногда

3 – часто

4 – очень часто

5 – всегда

 

 

Вопросы.

1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

2. Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто вы предпочитаете развлечения Интернета близости с вашим партнером?

4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?

6. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает ваше образование и работа?

7. Как часто вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования вами Интернета?

9. Как часто вы сопротивляетесь и секретничаете, когда вас спрашивают о том, что вы делали в сети?

10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в сеть?

12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто вы огрызаетесь, кричите, или действуете раздраженно, если что-то беспокоит вас, когда вы находитесь в сети?

14. Как часто вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в сети?

15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова "еще пару минут...", когда находитесь в сети?

17. Как часто вы пытаетесь урезать свое время пребывания в сети и терпите неудачу?

18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?

19. Как часто вы выбираете провести больше времени в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет снова?

При сумме баллов 50 – 79 стоит учитывать серьезное влияние сети на вашу жизнь. Если сумма баллов 80 и выше, вам необходима помощь психолога.

свернуть

Кибергруминг

Кибербезопасность

Информационные материалы по кибербезопасности

https://clck.ru/P3m3V

clck.ru/UoiHx

drive.google.com/drive/folders/1mUbFvUziC2lqkTNmhjqXPLLYwTjl6wck


УСК по Витебской области о примерах хищений с использованием компьютерной техники
Киберпреступления. Как не стать жертвой мошенников.
Вишинг — форма мошенничества, когда злоумышленники, используя телефон, представляются, например, сотрудником банка, и под разными предлогами выманивают персональные данные платежных банковских карт, чтобы похитить денежные средства.
Еще одним способом завладения реквизитами платежных банковских карт является фишинг. Мошенники рассылают людям электронные сообщения, в которых содержится ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники побуждают его ввести на ней свои логин и пароль доступа к определенному сайту, что позволяет им получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.
За 10 месяцев текущего года в Витебской области следователями возбуждено 1307 уголовных дел (за 10 месяцев 2020 года - 1709) по ст.212 (хищение имущества путем модификации компьютерной информации) Уголовного кодекса Республики Беларусь и 110 уголовных дел (за аналогичный период 2020 года – 231) по ст.349 (несанкционированный доступ к компьютерной информации) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Так, 22 сентября этого года жительница Полоцка зашла на поддельный сайт интернет-банкинга, где ввела данные и пароли своей платежной банковской карты. В результате у женщины с карты похитили все денежные средства, находящиеся на ней, то есть 200 рублей. Возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.212 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
15 сентября жителю Витебска в мессенджере Viber позвонил мужчина и представился сотрудником банка. Он сказал, что мошенники пытаются похитить с его банковской карты деньги и оформить кредиты, а также предложил поучаствовать в спецоперации по их разоблачению и поимке. Для этого нужно было оформить на себя кредиты в различных банках и переводить полученные денежные средства на указанные счета. На протяжении семи дней потерпевший общался с лжесотрудником банка и следовал его указаниям. За это время он оформил на себя четыре кредита и перевел более 23 тысяч рублей. Возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.212 Уголовного кодекса Республики Беларусь. 
К странице жительницы Толочина в социальной сети мошенники получили доступ и осуществляли с нее переписку от её имени с целью завладения денежными средствами. Знакомые владелицы страницы увидели сообщения с просьбами оказания помощи и хотели перевести деньги, однако у них были только наличные. В связи с чем им удалось избежать потери своих денежных средств. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.349 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Девушка разместила объявление о продаже товара в интернете. С ней 9 ноября в мессенджере связался «покупатель» и под предлогом оплаты товара сбросил ей ссылку на поддельный сайт. Введя реквизиты своей платежной банковской карты и пришедший в сообщении код, потерпевшая лишилась 110 рублей. Возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.212 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Таких примеров совершения киберпреступлений в Витебской области можно приводить очень много, т.к. мошенники продолжают придумывать различные способы хищений денежных средств, а граждане во многих случаях проявляют излишнюю доверчивость и невнимательность. Однако статистические показатели говорят о том, что профилактика помогает сохранить деньги людей. Чтобы уберечь себя от киперпреступников, следователи в очередной раз рекомендуют:
- ни при каких обстоятельствах в ходе телефонного разговора никому не сообщайте данные своей платежной банковской карты;
- когда вам звонят в мессенджерах и представляются сотрудниками банка или правоохранителями обращайте внимание на номер телефона и код страны звонящего (чаще всего мошенники звонят из-за границы);
- не переходите по подозрительным ссылкам и не вводите данные своих платежных банковских карт в случае, если вам пришло сообщение о том, что если вы пройдете регистрацию по ссылке, то получите что-либо бесплатно, например, в подарок 100 литров дизельного топлива, скидку 500 рублей на покупки в магазине и т.д.;
- не передавайте данные платежной банковской карты, в том числе в ходе переписки в интернете или по телефону лицам, представляющимися сотрудниками банка. У сотрудников банка нет необходимости звонить Вам с просьбой сверить данные и пароли Ваших платежных банковских карт;
- помните, что правоохранители никогда не будут звонить и просить сообщить данные ваших платежных банковских карт;
- при покупке или продаже товара не передавайте данные своей платежной банковской карты и не сообщайте приходящие в сообщениях коды;
- если вам позвонили и сказали, что на ваше имя пытаются оформить кредит, говорят о подозрительной активности на ваших счетах и т.д., не сообщайте звонящему данные платежной банковской карты и приходящие в сообщениях коды, прекратите разговор и перезвоните в банк (номер его телефона указан на платежной банковской карте);
- если вы познакомились в социальных сетях с человеком, который рассказывает о занимаемых им высоких должностях, чинах и регалиях, говорит, что сказочно богат, обещает вам замечательную новую жизнь в достатке, однако постоянно просит вас перевести ему денежные средства – задумайтесь, не водят ли вас за нос;
- если вам пришло сообщение о том, что вы выиграли приз участвуя в конкурсе (но вы не участвовали ни в каком конкурсе) – не переходите по сомнительным ссылкам, не указывайте свои логин и пароль от персональных страниц в социальных сетях;
- если к вам в социальных сетях со страниц ваших знакомых обратились с помощью о переводе денежных средств с использованием вашей платежной банковской карты – будьте внимательны! Изначально убедитесь, что ваш знакомый действительно нуждается в помощи (перезвоните этому человеку, задайте собеседнику такой вопрос, ответ на который будете знать только вы). Эти действия необходимы для того, чтобы убедиться, что «аккаунт» (страница) вашего знакомого человека не взломан и он действительно нуждается в помощи;
- при обнаружении платежной банковской карты не выкладывайте их фотографии с реквизитами в социальных сетях (этим могут воспользоваться злоумышленники), отнесите найденную карту в банк;
- не сообщайте пин-коды от платежных банковских карт третьим лицам;
- постарайтесь не использовать WI-FI в общественных местах для входа в приложения интернет-банкинга и оплате каких-либо услуг в сети Интернет (этим могут воспользоваться злоумышленники);
- если Вам пришло сообщение о необходимости уплаты штрафа за совершенный просмотр какого-либо видеофайла или сайта от имени правоохранителей – не переводите денежные средства. Изначально стоит обратиться в правоохранительные органы и уточнить, действительно ли это так;
- используйте сложные пароли и не сохраняйте их в браузерах;
- не переходите по подозрительным ссылкам и не открывайте подозрительные письма и вложения к ним;
- не размещайте в открытом доступе и не передавайте информацию личного характера, которая может быть использована во вред;
- осуществляйте оплату в интернете только на проверенных ресурсах;
- проявляйте бдительность и осмотрительность! Поделитесь данной информации со своими друзьями, родными и близкими.
 
Официальный представитель УСК по Витебской области
Оксана Лазько
свернуть